Одним из направлений деятельности Управления Росреестра по Пермскому краю является осуществление государственного земельного надзора. Согласно ст. 71 Земельного кодекса РФ под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления требований, установленных земельным законодательством. Нарушителями также могут выступить юридические лица, их руководители и иные должностные лица, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители и граждане. Для этого органы Росреестра проводят проверки указанных лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации, устраняют последствия выявленных нарушений и следят за исполнением требований земельного законодательства. После проверок виновные лица нередко привлекаются к административной ответственности (на них, как правило, накладывается штраф в пределах санкций статей КоАП РФ). Им также выдаются предписания об устранении нарушений с установленным сроком (от одного до шести месяцев). Как показывают итоги работы за 2013 г., нарушений на территории г. Перми меньше не становится: за прошедший год инспекторами проведено 384 проверки соблюдения земельного законодательства. По результатам рассмотрения дел к административной ответственности привлечено 220 нарушителей, сумма наложенных штрафов составила более одного млн. руб., инспекторами выдано 284 предписания об устранении нарушений. В отдел госземнадзора Управления поступают на рассмотрение также материалы из ОВД, органов муниципального земельного контроля и от прокуроров. Часть проверок была вызвана обращениями граждан: за 12 месяцев 2013 г. специалистами было рассмотрено 372 жалобы, из них 85% – с выездом инспектора на место и проведением контрольных мероприятий (отмечается рост по количеству обращений по сравнению с 2012 г. в 1,5 раза). Стоит отметить, что именно в ходе внеплановых проверок по обращениям удается выявить нарушения по «горячим следам», при этом на проведение внеплановой проверки юридического лица или предпринимателя разрешение может дать только прокурор. Нарушают земельное законодательство все субъекты правоотношений. Нередко граждане оправдывают свои действия тем, что «земля ничья, а я на ней порядок навел, забор поставил в благих целях». При этом захватывается как муниципальная земля, так и часть участка соседа, что особенно часто выявляется в садоводческих кооперативах, на участках жилой застройки. За 2013 г. к ответственности на территории г. Перми привлечено 147 граждан, выдано 165 предписаний. Предприниматели, получив права на участок под магазин, павильон, автопарковку, самовольно расширяют границы землепользования до момента решения вопроса по дополнительным участкам. Или же, получив от уполномоченного органа отказ в предоставлении участка или в продлении срока договора аренды, а также после его расторжения продолжают использовать участки муниципалитета (или федеральные) для размещения объектов торговли. Юр. лица также допускают нарушения, часто не проверив границы участков, которые приобрели в собственность, получили в аренду. Они выходят за границы отвода при строительстве многоквартирных домов, промышленных объектов, годами не оформляют права на участки, на которых расположены принадлежащие им объекты недвижимости, что влечет нарушение основного принципа землепользования – платности (данные нарушения подпадают под ст. 7.1 КоАП РФ). Количество привлеченных к ответственности за нарушения земельного законодательства юр. лиц на территории г. Перми за 2013 г. оказалось в три раза меньше (50), чем количество граждан. Тем не менее основная сумма наложенных штрафов приходится именно на эту категорию субъектов (около 0,9 млн. руб.), что объясняется повышенными размерами санкций по статьям КоАП РФ для юридических лиц. Все суммы взысканных отделом госземнадзора штрафов поступили в бюджет г. Перми. Выявляются на территории г. Перми и такие серьезные нарушения, как использование участка не по целевому назначению (ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ). Нередко виновные удивленно заявляют: «Мой участок, что хочу на нем, то и делаю». Однако такие утверждения, конечно, не верны. Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. Целевое назначение земельного участка – это совокупность категории земель и разрешенного использования. Цель использования земельного угодья определяется согласно документам, устанавливающим и удостоверяющим право на землю. Например, если участок предоставлен для строительства индивидуального жилого дома, на нем не может быть магазина, автозаправки, шиномонтажа, автомойки, парикмахерской, авторемонтной мастерской, коммерческой сауны, гостиницы. Если на участке должно вестись садоводство, то размещение на нем мраморных надгробий и торговля ими также являются нарушением. Более того, использование участка, переданного в пользование по договору аренды, не по целевому назначению является веским основанием для расторжения такого договора со стороны арендодателя. Еженедельно на сайте Управления отражается информация по конкретным случаям нарушений земельного законодательства – как на территории г. Перми, так и по всему Пермскому краю. Стоит отметить, что госземнадзор не только применяет конкретные меры в отношении нарушителей земельного законодательства, обеспечивает устранение нарушений, но и ведет работу по их профилактике. Управление рекомендует всем землепользователям Пермского края не ждать прихода госземинспектора, а самостоятельно убедиться: все ли в порядке с документами на землю и нет ли иных нарушений. В частности: – имеются ли правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на земельные участки; – соответствует ли площадь фактического землепользования документам (стоит обращать внимание на данный вопрос и при покупке участка, при приемке участка, передаваемого в аренду, при огораживании участка на месте ранее установленного забора, при возведении объекта недвижимости); – установлены ли границы участка на местности (проведено ли межевание, которое не является пока обязательным, но именно наличие сведений о границах участка в государственном кадастре недвижимости позволяет реально защищать свои права в случаях нарушения установленных границ); – соответствует ли фактическое использование участка его целевому назначению (если позволяет градостроительная зона, следует предпринять меры по смене вида разрешенного использования или прекратить не предусмотренную на участке деятельность); – оформлены ли документы на участок, на котором находятся принадлежащие по праву собственности объекты (гаражи, дома, промышленные объекты, иные здания); – переоформлено ли право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности или аренду. Для того чтобы защитить свои права в сфере землепользования, любой гражданин может обратиться в Управление, ОВД или органы прокуратуры. Ольга Камских, начальник отдела госземнадзора Управления Росреестра по Пермскому краю Первый пермский правовой портал Материалы по теме