Медиация – это альтернативная форма разрешения конфликта с участием третьей, нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны, которая помогает сторонам выбрать и достигнуть соглашения.
Но какова же роль медиации в межмуниципальном сотрудничестве? Ни для кого из нас не секрет, что разногласия и споры в структурах власти имеют место быть в наше время. Кто может выступать посредником в разрешении данных конфликтов? Нам показалось интересным направление «Посредничество» в рамках проекта, поддержанного Всемирным Банком Реконструкции и Развития, поскольку руководителям и представителям органов местного самоуправления была предоставлена возможность научиться разрешать конфликтные ситуации, которые неизбежно возникают в любом обществе, в том числе и в структурах власти. Именно этот факт и стал решающим в подборе кандидатов для обучения по данному направлению. Таким образом, в состав обучающихся от нашего района, были включены работники представительной и исполнительной власти.
Руководитель, владеющий навыками разрешения конфликтов, который способен взвесить интересы конфликтующих сторон, сам может выступить посредником разрешения споров, не доводя данную ситуацию до судебного разбирательства.
Этим самым он снимает напряженность среди населения и в целом по территории.
Но, опять же возникает вопрос: «Чиновник-медиатор – это «хорошо» или «плохо»? С одной стороны, в разрешении конфликтов чиновнику необходимо использовать законодательную базу, чтобы все было по закону. Именно на это и рассчитывают люди, приходящие к руководителю территории, что он своим волевым решением может разрешить ситуацию. Но иногда волевого решения бывает недостаточно. Необходимо знать глубину конфликта и мнение сторон, чтобы спор был разрешен безболезненно для всех сторон. Вот именно здесь и необходимы навыки медиации, для того, чтобы разрешить ситуацию или перенаправить ее в то русло, при котором конфликтующие стороны сами стали активными искателями устраивающего всех решения. Но, рассматривая Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», подписанного Президентом 27 июля 2010 года и вступившего в силу с 1 января 2011 года, видим, что в нем четко прописано, кто не может быть медиатором. Медиатором не могут быть лица, замещающие:
- государственные должности РФ;
- государственные должности субъектов РФ;
- должности государственной гражданской службы;
- должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено Федеральными законами.
Однако именно муниципальные служащие, в том числе и главы поселений, особенно в небольших поселениях и районах, являются лидерами сообщества, к мнению которых население прислушивается. Кому как не им выступать в роли посредников.
Когда споры и конфликты возникают на одной территории, в границах оного поселения – это одно. Намного сложнее, когда споры возникают между структурами власти. Это уж точно не бытовые проблемы. Так кто же в этом случае может выступать посредником? А может, чтобы не выносить сор из избы, самим грамотно и своевременно урегулировать эти конфликты, применяя технологию медиации? Что же признает медиация и как это накладывается на межмуниципальное сотрудничество в нашем районе?
- Конфликты могут быть решены в случае, если стороны сами этого захотят. У нас сплоченная команда единомышленников, которые понимают, что работаем мы на единую цель. Поэтому ни главы поселений, ни руководство района не хотят возникновения конфликтов и споров, поэтому все мы открыты для диалога в решении проблем.
- Для разрешения споров, сторонам необходимо чувствовать себя комфортно и в безопасности. Налаженные взаимодействия со всеми структурами района будь, то отдел полиции, прокуратура, соцзащита, пенсионный фонд и другие, создают ту самую атмосферу комфортности и безопасности, в которой нам приятно работать. Все эти структуры готовы нам помочь.
- Важно поощрение доверия и уважения, открытого обмена информацией между сторонами. Для этого у нас два раза в месяц проводится Совет глав. Как раз с той целью, чтобы открыто высказаться о своих проблемах в поселениях и своевременно не допустить или разрешить конфликт при помощи района.
- Стороны сами создают свое решение. Именно на Совете глав в открытом диалоге, в присутствии начальников отделов администрации и представителей СМИ принимаются решения по устранению проблем.
- Стороны реализуют те соглашения, в создании которых они принимали непосредственное участие. Когда между сторонами распределены все функции: с кем взаимодействовать, кто проконсультирует, к кому дополнительно обратиться – это все ведет к погашению конфликтов.
Очень много все-таки зависит от руководителя района. Умение создать, сплотить рабочую команду единомышленников, вовремя поддержать в трудной ситуации, тем самым не дать возникнуть конфликтной ситуации в структурах власти и своевременно пресечь те ситуации, при которых может возникнуть конфликт, негодование населения – это и есть навыки посредника и медиатора.
И было бы очень неплохо, если бы в курс обучения высших и главных категорий должностей муниципальной службы включался курс «Основы медиации» и к обучению привлекались не только руководители исполнительной власти, но и представительной. Ведь умение разрешать конфликтные ситуации или предотвращать их на стадии разгорания – это еще одно доказательство того, что руководитель становится более цивилизованным, более адаптированным к проблемам окружающего общества.
Хотя на сегодняшний день медиация в России не слишком распространена, но опыт ее применения уже имеется, в том числе и в нашем районе. По словам специалистов дешевле и оперативнее договориться, чем судиться.
Аверина Алла Александровна, глава Острожского сельского поселения Оханского муниципального района Пермского края.
Источник:
Материалы научно-практической конференции «Медиация как культура согласия и ресурс развития регионов России» 27-28 марта 2012 года
Материалы по теме