Любой глава муниципалитета думает о том, какими ресурсами он обладает для его развития. Один из главных ресурсов – это активность его жителей и согласованная политика. Для этого необходимо понимать, какими инструментами необходимо обладать, на кого можно опереться и как донести свою идеологию до жителя. Есть традиционный формат – встреча главы, отчеты и т.д. Но когда власть встречается с жителями, существует определенный стереотип ее восприятия. Получается, что эту идеологию должен донести кто-то другой. Кто будет обсуждать программу социально-экономического развития поселений, кто обобщит мнение жителей, кто увидит их желание или нежелание двигаться в том или ином направлении? В каждом населенном пункте есть лидер общественного мнения. Это люди, которым доверяют жители, которые говорят народным языком. Речь идет о том посреднике, который может стать помощником муниципалитета. Я собрал в разных поселениях активных людей и попробовал с ними поговорить, выстроить линию взаимодействия. В деятельности муниципалитетов возникают разные вопросы. Например, в результате того, что изменилась экономика, в деревнях не стало колхозов, в каждом классе по два ученика. Качество образования плохое. Как убедить жителей, что детей надо перевести в другую школу, как решить этот вопрос? Кто поможет в этой ситуации? Как найти согласие в этом случае? Или другой пример. Решили провести газ в поселении. В большом поселке несколько улиц, и каждому жителю хочется в первую очередь провести газ на его улицу. Как найти в этой ситуации понимание? Попытаемся создать ТОСы? Но кто расскажет жителям, что это такое? Снова начинаешь использовать людей, которые становятся посредниками. В Суксунском районе сформировали Земское Собрание. Можно было пойти двумя путями. Но мы сформировали Земское Собрание, где очень много сильных личностей. Понимание согласия что это? Это то мнение, которое устраивает всех, в том числе сильных. С точки зрения медиации, как глава района, я не сторонник того, чтобы проповедовали именно идеологию главы или его администрации. Мне как главе необходима обратная связь от населения. Поэтому когда Татьяна Ивановна Марголина предложила мне принять участие в проекте Всемирного Банка реконструкции и развития, интересы совпали. Мы реализовывали проект по трем направлениям: повышение активности граждан, повышение информированности и медиация. Медиаторы обучены. Они, в основном, работают по горизонтали, когда есть споры между гражданами. Библиотеку они используют в качестве площадки. Люди пришли и смогли разрешить конфликт, не обращаясь к мировому судье. Может ли медиация использоваться между властью и жителями? Способы разрешения именно этих конфликтов мне как главе интересны. Готова ли группа медиаторов для разрешения конфликтов по вертикали между властью и населением? Эти люди могут помочь достигнуть согласие, которое позволяет получить консолидированное, обоюдное решение. Осокин Александр Вячеславович, глава Суксунского муниципального района Пермского края, председатель комитета по нормотворчеству и правовым вопросам Совета муниципальных образований Пермского края. Источник: Материалы научно-практической конференции «Медиация как культура согласия и ресурс развития регионов России» 27-28 марта 2012 года Материалы по теме