Концепция развития законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним до 2018 года имеет одной из своих целей формирование полного Единого государственного реестра недвижимости. Достижение данной цели возможно в том числе посредством наделения государственных органов и органов местного самоуправления полномочиями на выявление объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы, и последующее вовлечение их в гражданский оборот. Указанная концепция изложена в плане мероприятий («дорожной карте») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — «дорожная карта»). Напомним, что по общему правилу, установленному ст. 16 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации), государственная регистрация носит заявительный характер и проводится на основании заявления правообладателя, сторон сделки. Вместе с тем на практике нередки случаи, когда лицо, приобретая недвижимое имущество по договору купли-продажи или иной сделке, не обращается в регистрирующий орган за регистрацией приобретенных прав на недвижимость, в результате чего имущество, которым органы государственной власти или местного самоуправления распорядились путем приватизации или предоставления в аренду, на ином праве, не имеет законного правообладателя. Для такого лица последствием указанного бездействия является отсутствие прав на приобретенную недвижимость, поскольку в силу норм гражданского законодательства права на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимость. Для государства последствие заключается в невозможности взыскания налога с имущества указанного лица в силу отсутствия у него зарегистрированного права, в невозможности возложения бремени содержания указанного имущества на его правообладателя. В целях исключения существования бесхозяйных объектов недвижимости и вовлечения недвижимого имущества в хозяйственный оборот, а также в целях обеспечения формирования налогооблагаемой базы законодатель принимает меры, направленные на оформление прав на недвижимость без участия заявителя. Так, в июне 2014 года органы государственной власти, органы местного самоуправления были наделены правом обращаться в регистрирующий орган за регистрацией прав физических и юридических лиц в случае, если указанные права, ограничения (обременения) прав возникали на основании сделки, заключенной между указанными лицами и органами. С 1 декабря 2015 года указанные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления расширились. С заявлением о регистрации они также вправе обратиться в случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления. Указанные положения закона не исключают у граждан, организаций, приобретающих права на основании указанных распорядительных актов или сделок, возможности самостоятельно обратиться в регистрирующий орган за регистрацией своих прав. При этом данная норма закона позволяет органам государственной власти и местного самоуправления, распорядившимся, например, объектами жилого назначения в порядке приватизации жилья или предоставившим земельные участки в аренду, в собственность, самостоятельно обратиться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности или аренды тех лиц, которым указанное имущество предоставлено, и обеспечить тем самым возникновение прав у указанных лиц на недвижимость и возможность взыскания с собственников налогов. Поскольку налог с имущества организаций поступает в бюджет субъекта Российской Федерации, а налог с имущества физических лиц — в местный бюджет, органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют прямой интерес в оформлении прав указанных лиц. На практике реализация указанных норм будет заключаться в том, что, издав акт о предоставлении имущества на том или ином праве и (или) подписав договор, органы государственной власти и местного самоуправления должны будут подготовить пакет документов, необходимых для государственной регистрации соответствующего права, и обратиться с заявлением о регистрации в многофункциональный центр или в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю. В данном случае указанные органы власти или местного самоуправления выступают в качестве представителя лиц, приобретающих права по сделке или распорядительному акту, и действуют в силу прямой нормы закона — ст. 16 Закона о регистрации. Оформление доверенности, которой гражданин или юридическое лицо, приобретающие права, наделяли бы должностное лицо органа государственной власти или местного самоуправления полномочиями по регистрации прав, не требуется. Помимо заявления о регистрации права необходимо будет представление иных необходимых для регистрации документов в количестве экземпляров, установленном ст. 18 Закона о регистрации (напомним, что один оригинал правоустанавливающих документов после регистрации не возвращается, а остается в деле правоустанавливающих документов на объект недвижимости). Так, например, в случае заключения договора аренды с гражданином, состоящим в браке, необходимо представление в регистрирующий орган нотариально удостоверенного согласия супруга (ст. 35 Семейного кодекса РФ). Это означает, что органу государственной власти или местного самоуправления следует обеспечить получение указанного документа от гражданина для последующего представления его в регистрирующий орган. В аналогичном порядке на орган государственной власти, орган местного самоуправления возлагается бремя сбора иных документов, необходимых для регистрации той или иной сделки, права, которые заявитель обязан представить самостоятельно и в отсутствие которых в регистрации будет отказано на основании п. 1 ст. 20 Закона о регистрации. Проблемой, которая может возникнуть при регистрации прав без участия правообладателя, является необходимость оплаты государственной пошлины за совершение регистрационного действия. Согласно Налоговому кодексу РФ государственная пошлина — это сбор, взимаемый с лиц при их обращении в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий. Плательщиками государственной пошлины являются физические лица и организации, обращающиеся за совершением юридически значимых действий. Кроме того, в соответствии с положениями ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Поскольку действия по государственной регистрации прав будут совершаться в отношении граждан и организаций, а не уполномоченных органов, представивших от их имения заявления о регистрации права, следует вывод о необходимости уплаты госпошлины указанными лицами. В то же время в рамках налоговых правоотношений действует институт представительства, в том числе законного представительства. Вопрос о возможности оплаты госпошлины органом государственной власти, органом местного самоуправления, выступающими представителями граждан и организаций при обращении за регистрацией прав рассматривается в Минфине России. В настоящее время при наличии у органов государственной власти или местного самоуправления намерения обратиться с заявлением о регистрации прав от имени граждан и организаций ими должна быть обеспечена оплата госпошлины непосредственно приобретателями прав, поскольку до оплаты госпошлины документы, представленные на регистрацию, не рассматриваются. А по истечении 10 рабочих дней с момента их поступления в случае отсутствия оплаты госпошлины возвращаются заявителю. Таким образом, реализация установленной законом возможности регистрации прав без участия заявителей возможна при условии обеспечения органами государственной власти и местного самоуправления наличия полного пакета документов, необходимых в соответствии с действующим в сфере регистрации прав на недвижимость законодательством. При этом если в настоящее время обращение государственных органов, органов местного самоуправления с заявлением о регистрации прав в указанных случаях является их правом, то с 1 января 2017 года на указанные органы государственной власти и местного самоуправления возлагается обязанность по обращению в регистрирующий орган, при этом установлен срок указанного обращения — не позднее 5 рабочих дней с даты принятия акта или совершения сделки. Очередные изменения в законодательстве, направленные на реализацию «дорожной карты» и касающиеся случаев регистрации прав без участия заявителей, будут введены в действие в 2017 году. Елена Микова, заместитель начальника отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Пермскому краю Первый пермский правовой портал Материалы по теме