Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним по общему правилу, установленному статьей 16 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», носит заявительный характер и осуществляется на основании представленных в регистрирующий орган заявлений. Заявления могут подать правообладатель, стороны договора (или одна из сторон договора в случаях, предусмотренных федеральным законом), а также уполномоченный правообладателем или стороной договора лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. Также в случаях, установленных законом, государственная регистрация может быть проведена по требованию судебного пристава-исполнителя, или по заявлению нотариуса в том случае, если право возникает на основании нотариальной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия. Таким образом, воля лица, право которого подлежит регистрации или прекращению, ограничению выражена либо непосредственно в заявлении о регистрации (в случае самостоятельного обращения в регистрирующий орган), либо в доверенности, уполномочивающей на совершение данного действия другого лица (в случае обращения представителя). По общему правилу такая доверенность должна быть нотариально удостоверена. Исключение из данного правила установлено пунктом 4 статьи 16 Закона о регистрации для доверенностей, которыми органы государственной власти и органы местного самоуправления наделяют своих представителей на совершение регистрационных действий. Если такие полномочия выражены в доверенности, составленной на бланке данного органа, заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, ее нотариальное удостоверение не требуется. При этом согласно Закону о регистрации, круг представителей органов государственной власти и местного самоуправления, наделяемых доверенностью, совершенной в простой письменной форме, не ограничивается служащими или иными сотрудниками указанных органов. Поэтому руководитель органа государственной власти или местного самоуправления может наделить полномочиями по представлению интересов указанных органов в регистрирующем органе любое лицо, в том числе лицо, в пользу которого орган государственной власти или местного самоуправления распорядился объектом недвижимости. Данная норма введена законодателем не только с целью снятия с органов власти и местного самоуправления финансового бремени по несению расходования бюджетных средств на совершение нотариальных действий, но и с целью оптимизации процесса государственной регистрации прав на недвижимость указанных органов. Особую актуальность норма о предоставлении органам государственной власти и местного самоуправления возможности наделения полномочиями на представительство их интересов третьих лиц приобретает в случаях приватизации гражданами муниципального жилья или предоставления гражданам земельных участков в собственность. В силу того, что основанием для регистрации права в указанных случаях является сделка, необходимо обращение обеих ее сторон с заявлениями (о регистрации перехода права от имени органа местного самоуправления и о регистрации права от имени приобретателя недвижимости). Нередко право собственности муниципального образования не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на момент обращения заявителя, что также требует представления самостоятельного заявления и приложения к нему правоустанавливающих документов. Вместе с тем, в силу территориальной удаленности местной администрации от территориальных отделов Управления Росреестра по Пермскому краю и иных пунктов приема документов на государственную регистрацию прав на недвижимость, возможность своевременного представления необходимых заявлений непосредственно сотрудниками органа местного самоуправления может отсутствовать. Это обоснованно повлечет приостановление государственной регистрации права гражданина в силу отсутствия необходимых для государственной регистрации права документов. Выдача руководителями указанных органов доверенности на имя приобретателя недвижимости (одного из приобретателей в случае приобретения имущества в долевую собственность) позволит, во-первых, снять бремя самостоятельного обращения сотрудников указанных органов в регистрирующий орган и несения в связи с этим временных трат и транспортных расходов. А во-вторых, избежать приостановлений государственной регистрации прав и отказов в ее проведении по причине отсутствия заявлений от органов местного самоуправления. В связи с чем, активное и правильное применение руководителями органов государственной власти и местного самоуправления нормы права позволит оптимизировать работу указанных органов, регистрирующего органа и, самое главное, будет способствовать реализации конституционного права граждан на частную собственность. Елена Микова, заместитель начальника отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Пермскому краю Первый пермский правовой портал Материалы по теме