В настоящее время в России идет активная реформа законодательства, регулирующего деятельность третейских судов. Разработка такой реформы была вызвана необходимостью принятия мер по исключению злоупотреблений в сфере третейского разбирательства, а также определения категорий споров, арбитрабельных (компетентных) третейскому суду. Одним из инициаторов нового законопроекта «О третейских судах в РФ», который вступит в силу с 01.01.2015, стало Министерство юстиции РФ. Именно рабочая группа Минюста предложила пакет проектов законов о реформе третейских судов в России. Согласно данному законопроекту создание третейских судов разрешается лишь в форме некоммерческих организаций. При этом проект закона вводит такой термин, как постоянно действующее арбитражное учреждение, т.е. то юридическое лицо, которое будет оказывать услуги по администрированию арбитражного разбирательства. Таким образом, Минюст РФ оставляет за собой право контролировать деятельность данного арбитражного учреждения как некоммерческой организации. Еще одним важным моментом является то, что при Министерстве юстиции РФ планируется создание межведомственного экспертного совета. В его состав войдут чиновники и представители гражданского общества, которые будут выдавать разрешения на создание арбитражного учреждения. Арбитражному учреждению будут предоставлены льготы в части освобождения от уплаты НДС от выплаченных сумм третейского сбора, а также послабления в части обязательных взносов, уплачиваемых в настоящее время с гонораров третейских судей. При этом сама деятельность арбитра не будет считаться предпринимательской. Один из блоков законопроекта посвящен требованиям к третейским судьям (арбитрам). Так, арбитром не может быть лицо моложе двадцати пяти лет. Арбитр должен быть полностью дееспособным и не иметь судимостей. Кроме того, «арбитром не может быть физическое лицо, полномочия которого в качестве судьи, адвоката, нотариуса, следователя, прокурора или другого сотрудника правоохранительных органов были прекращены в Российской Федерации в установленном законом порядке за совершение проступков, несовместимых с его профессиональной деятельностью». Для формирования состава третейского суда и назначения арбитров в каждом учреждении появится специальный комитет, который, по мнению авторов закона, «призван максимально независимо и беспристрастно разрешать вопросы, связанные с формированием состава третейского суда (назначение арбитров (третейских судей), отводы арбитров (третейских судей) и т.д.)». Мнение третейского сообщества на данную реформу неоднозначно – многие увидели в законопроекте стремление ограничить число действующих третейских судов, поскольку законопроект не указывает определенно, какими критериями будет руководствоваться межведомственный экспертный совет при Минюсте РФ во время выдачи разрешений на создание арбитражного учреждения. Некоторые специалисты указывали на ряд недостатков законопроекта, в связи с чем Третейский суд Пермского края намерен направить в Минюст РФ свои предложения по его корректировке. В числе положительных нововведений законопроекта можно отметить сближение третейского суда и организации, на базе которой он учрежден (юридического лица). В настоящее время постоянно действующие третейские суды, как правило, создаются при организациях, хотя сам третейский суд статус юридического лица не имеет. При этом и уплата третейского сбора, и выплаты гонораров производятся через юридическое лицо, при котором третейский суд функционирует. Неоспоримым плюсом стало приближение терминологических особенностей текста закона к международным нормам. Например, использование термина «арбитраж» применительно к национальному третейскому разбирательству произошло впервые, так как действующий ФЗ «О третейских судах в РФ» не использует термин «арбитраж». Законопроект также предусматривает пресечение практики создания корпоративных третейских судов, поскольку фактически будет утрачена возможность образования арбитражного учреждения при коммерческих организациях. Совмещение деятельности арбитражного учреждения будет несовместимо с деятельностью организации в иных сферах, хотя в настоящее время многие корпорации в России имеют собственный третейский суд, зачастую рассматривающий споры с участием дочерних структур и зависимых обществ. Применительно к Третейскому суду Пермского края следует отметить, что он полностью готов к базовым переменам с учетом предложенного законопроекта, так как образован и осуществляет свою деятельность на базе некоммерческой организации, ориентированной лишь на третейское разбирательство. Существующий состав судей Третейского суда Пермского края соответствует требованиям, установленным законопроектом. Учитывая сложившуюся в России ситуацию в сфере третейского разбирательства, принятие данного законопроекта является неизбежным и необходимым. Фидарис Нигматуллин, председатель Третейского суда Пермского края Первый пермский правовой портал Материалы по теме