Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае Павел Миков рассказал Первому пермскому правовому порталу о реализации в регионе проекта по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи, перспективах реорганизации детских домов и новшествах законодательства в этой сфере. – Какие существуют формы устройства детей в семью? – В соответствии с Семейным кодексом существует несколько форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семью. Приоритетной формой устройства является усыновление, поскольку при этом новый член семьи получает права кровного ребенка. Вторая форма – это опека и попечительство. Опека может быть оформлена по безвозмездному и возмездному договору. Опека по безвозмездному договору также называется «родственная опека», поскольку опекунами являются близкие родственники ребенка: бабушки, дедушки, братья, сестры. Родственная опека отличается тем, что опекуны не получают материального вознаграждения за то, что взяли ребенка на воспитание. Однако им выплачиваются средства на его содержание. Опека по возмездному договору или приемная семья – это форма устройства, при которой ребенка берут на воспитание люди, не являющиеся ему родственниками. Приемные родители получают не только средства на его содержание, но и вознаграждение за то, что берут на себя обязанность по воспитанию чужого ребенка. Если ребенок не устроен в замещающую семью, он воспитывается в детском доме. – Сколько детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были устроены в семьи? – В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761, поставлен целевой показатель по устройству детей-сирот в семьи. К 2017 году в России не менее 90 процентов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны проживать в замещающих семьях. На сегодняшний день в среднем по стране этот показатель составляет порядка 82 процентов. За первые шесть месяцев 2013 года в семьи устроено 30 313 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 3613 были усыновлены. Безвозмездная опека оформлена над 18 092 детьми. По договору возмездной опеки в семьи устроено 8600 человек. В целом, по усыновлению в стране намечается отрицательная динамика. Количество усыновлений сократилось на 17,9 процентов. Это произошло за счет снижения количества как российских, так и иностранных усыновлений. При этом число детей, устроенных в приемные семьи, выросло на 22 процента. – Каков процент устройства детей в семью в Пермском крае? – В настоящее время в Пермском крае проживает 17 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Более половины из них – 9216 человек – взяты под опеку родственниками. Около 28% (4785 человек) воспитывается в приемной семье. В статусе усыновленных – 1650 детей. В детских домах края проживает 1555 несовершеннолетних. С начала года в семьи устроено 1164 ребенка. Из них 198 детей были усыновлены, в том числе 68 – иностранными гражданами. Под родственную опеку взято 607 детей, в приемные семьи – 359. Пермский край является одним из лидеров по устройству детей-сирот в семьи. В семьях проживает почти 95% детей, оставшихся без попечения родителей. Аналогичные показатели только в Пензе и Краснодарском крае. Эти показатели – результат плановой работы, которая началась в конце 90-х годов. – Как менялось законодательство в этой сфере, какие меры по улучшению ситуации предпринимались? – Большим шагом вперед стало принятие в 2000 году Закона Пермской области № 1129-164 «О патронатном воспитании». Система патроната предусматривала заключение трехстороннего договора: между детским домом, органом опеки и патронатными воспитателями. Благодаря этой схеме опекуном по-прежнему оставался детский дом, однако ребенок жил в семье и воспитанием его занимался профессиональный педагог – сотрудник детского дома. В 2003-2004 годах силами администрации губернатора и общественных организаций в Прикамье была проведена информационная кампания под лозунгом «Право ребенка жить и воспитываться в семье». Кампания изменила представление прикамцев о детях-сиротах и усыновлении, в регионе был сформирован соответствующий общественный климат. – Почему система патронатного воспитания была упразднена, и к каким последствиям это привело? – В 2008 году вступил в силу Федеральный закон N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Новый законодательный акт фактически отменил патронат. Сейчас в Прикамье проживают 50 детей, взятых на патронатное воспитание до вступления в силу изменений. Патронатная система была востребована среди детей подросткового возраста, детей-инвалидов и детей из многодетных семей. По первым двум категориям причины понятны. С устройством многодетных проблема в том, что братьев и сестер, в соответствии с законодательством, разлучать нельзя. А взять под опеку сразу трех или даже пятерых детей решится далеко не каждый. В результате сейчас они остаются в детских домах. Выходом для таких детей мог бы стать новый закон о патронатном воспитании. – Возможен ли возврат патроната? – Специалисты, работающие в детских домах, давно говорили о том, что отмена патроната – ошибочное решение. Некоторое время назад депутаты Госдумы наконец услышали специалистов. Партия «Единая Россия» выступила с инициативой по разработке и принятию закона «О профессиональной замещающей семье». Пока он не внесен на рассмотрение в Государственную Думу. – Можно ли считать детский дом пережитком прошлого? – В 2006 году началась масштабная реформа по жизнеустройству детей-сирот. Ранее в Прикамье функционировал 51 детский дом, где проживало 4000 человек. Сейчас в десяти детских домах края воспитывается 650 детей. Тем не менее, говорить о полной ликвидации детских домов мы не можем. Остаются дети, которых сложно устроить в семью, и дети, которые по каким-то причинам возвращаются из семьи обратно в учреждение. Система государственных учреждений все равно останется. Поэтому нужно менять условия, в которых живет ребенок в детском доме. Министерством образования РФ подготовлен проект постановления Правительства, который устанавливает новые требования для учреждений такого рода. Основная цель проекта – максимально приблизить условия проживания в учреждении к семейным. В первую очередь это касается численности детей в детских учреждениях. Их должно быть не более 50. Проживать они должны не в группах, а «семьями» – не более 5-8 детей. Помещения детского дома согласно законопроекту должны быть переоборудованы под квартирный тип. Необходимо уйти от общей столовой. В каждой группе должна быть собственная кухня. А спальные комнаты предназначены для двух, максимум трех детей. Законопроект не допускает постоянную смену воспитателей, ведь предполагается, что это не просто сотрудники, а «воспитатели-родители». Невозможен также перевод детей из группы в группу, кроме как по их собственному желанию. В группе у каждого ребенка должно быть индивидуальное пространство, место для хранения личных вещей. Одежду и обувь дети должны приобретать самостоятельно. Этот пункт в Пермском крае практикуется давно. Дети ходят по магазинам вместе с воспитателями и сами определяют, что им необходимо. На мой взгляд, проект носит революционный характер. Он направлен на преодоление казенщины, которая, к сожалению, сохраняется в детских домах России. – Насколько реально реализовать этот законопроект в Пермском крае? – Детские дома семейного типа должны вмещать не более 50 детей. У нас в крае всего два детских дома, которые явно не подходят под проект. Это Краснокамский детский дом и ГКОУ «Детский дом №3» города Перми. В каждом из них более сотни детей. Переустройство этих учреждений в детские дома семейного типа будет невозможно не столько из-за проблем с помещениями, сколько в связи с особенностями воспитательной технологии, которая там реализуется. В детском доме №3 в качестве воспитательной технологии выбрано кадетство. Предпрофильное обучение по кадетским программам требует большего количества детей. Похожая ситуация в Краснокамске, где создано курсантское отделение железнодорожников. В остальных учреждениях численность детей позволяет реализовать законопроект. А реконструкцию помещений можно сделать довольно быстро и с минимальными затратами. Ольга Красильникова Первый пермский правовой портал Материалы по теме