Несмотря на то, что Федеральный закон от 27 июля 2010г. №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулировании споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – Закон о медиации) действует уже более года, следует признать, что процедура медиации в Российской Федерации пока не получила широкого применения, в том числе к спорам, возникающим из гражданских правоотношений в связи с предпринимательской и иной экономической деятельностью (ст. 1 Закона о медиации). Одним из препятствий широкого развития в России процедуры медиации может быть назван низкий уровень культуры и цивилизованности членов нашего общества в целом, и культуры урегулирования конфликтов в частности. Медиация возможна лишь тогда, когда участники конфликта готовы сотрудничать в процессе работы над разрешением конфликтной ситуации, становясь партнерами по конфликту: воля сторон к мирному разрешению спора является одной из главных предпосылок применения процедуры медиации. По мнению В.Ф. Яковлева, предпринимательская среда в России уже в значительной степени для этого созрела. Однако, по его же справедливому замечанию, основой для использования медиации может быть лишь готовность и умение понять интересы другого лица [1], что возможно лишь при наличии основ деловой этики и деловой культуры, которые необходимо развивать, без них медиация невозможна. Для успешного развития медиации в России ее внедрение должно осуществляться как государством, так и представителями профессионального юридического сообщества, в том числе юристами коммерческих организаций (далее – корпоративные юристы). Между тем, следует констатировать низкую заинтересованность в применении процедуры медиации для разрешения предпринимательских споров как корпоративных юристов, так и представителей бизнеса в целом. Указанное обстоятельство обусловлено, прежде всего, низкой информированностью коммерческих организаций о таких важных для них преимуществах медиации как оперативность и быстрота, сохранение сторонами хороших взаимоотношений, конфиденциальность, возможность участия в качестве медиаторов не только юристов, но и иных специалистов, например, специалистов фондового и биржевого рынка, что делает затраты на урегулирование предпринимательского спора более эффективными. Наиболее перспективным применение медиации видится в крупных коммерческих организациях, особенно в тех, которые представляют собой группу взаимосвязанных юридических лиц (зависимых и дочерних обществ, проч.), осуществляющих свою деятельность в различных субъектах Российской Федерации. Такие коммерческие организации имеют потребность не только в разрешении внешних предпринимательских споров, но также необходимость в урегулировании так называемых внутрикорпоративных конфликтов, к которым могут быть отнесены, например, любые споры между основным и зависимым обществом, в том числе споры, не затрагивающие вопросы корпоративного права. Такие споры, как правило, рассматриваются юридическими лицами как сугубо внутренние и как никакие другие споры, обозначенные в ст. 1 Закона о медиации, нуждаются в обеспечении конфиденциальности не только динамики их развития и перспективах разрешения, но, порой, и самого факта возникновения спора. Возможность и необходимость применения процедуры медиации к спорам такими крупными «корпорациями» обусловлена также наличием сложной внутренней структуры указанных юридических лиц: медиация может быть весьма эффективна также для урегулирования споров и конфликтов, возникающих между различными департаментами и службами коммерческой организации. Обращаясь к опыту западных стран, где медиация получила свое развитие еще в 90-ых годах прошлого века, следует отметить, что корпоративный медиатор уже давно стал частью высшего управленческого звена ведущих западных компаний. Среди особенностей крупных коммерческих организаций, которыми, на наш взгляд, может быть обусловлено успешное внедрение и применение медиации, следует отметить направленность таких коммерческих организаций на развитие, открытость к инновациям, финансовую устойчивость (наличие необходимых ресурсов для применения коммерческой медиации), наличие партнерских отношений с иностранными компаниями, активно использующим инструменты досудебного урегулирования споров, а также заинтересованность в сохранении полного контроля над ситуацией (что почти всегда невозможно при рассмотрении спора судом). Еще одним аргументом в пользу применения процедуры медиации крупными коммерческими организациями является наличие у них сложных нестандартных споров, как правило, значительных по сумме. Во-первых, судебные разбирательства по таким спорам, как правило, являются чрезвычайно длительными, с учетом их сложности, большого количества исследуемых документов, необходимости проведения экспертиз, а также склонности крупных «корпораций» к обязательному прохождению всех судебных инстанций. Во-вторых, многоаспектность спора, в том числе наличие технически сложных вопросов, значительное количество субъектов-участников (в том числе третьих лиц) и проч., неминуемо влечет возникновение обоюдных нарушений, взаимного невыполнения тех или иных обязательств (при этом следует отметить, что каждая сторона четко осознает наличие «слабых мест» в своей позиции). Указанное обстоятельство составляет основу для возможности прийти к обоюдному решению, взаимоприемлемому для обеих сторон, минуя судебное разбирательство, решение по которому далеко не всегда устраивает каждую из сторон (а, порой, даже и ни одну из них), в отличие от исхода процедуры медиации, которая позволяет реализовать подход «win-win» (выиграть может каждый или проигравших нет). Другой причиной возможности применения процедуры медиации крупными коммерческими организациями являются мощные репутационные риски: огласка тех или иных споров, возможно, даже небольших по своей сумме, зачастую может привести к возникновению значительных негативных последствий, нанося разрушительный ущерб репутации юридического лица. Таким образом, в России существуют предпосылки эффективного применения процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений в связи с предпринимательской и иной экономической деятельностью. При этом наиболее перспективным применение медиации видится в крупных коммерческих организациях. Повышению заинтересованности в применении процедуры медиации, на наш взгляд, будет способствовать развитие культуры урегулирования конфликтов, а также обеспечение информированности корпоративных юристов и представителей крупного бизнеса о преимуществах и перспективах применения медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений в связи с предпринимательской и иной экономической деятельностью.