15 января 2011 года вступил в силу Закон «О Следственном комитете РФ». Что изменило принятие закона в работе следственного управления СКР по Пермскому краю? Об этом наш корреспондент беседует с руководителем управления Мариной Заббаровой. – Марина Николаевна, Вы возглавляете пермское подразделение Следственного комитета фактически с момента его образования, до этого много лет проработали в прокуратуре края. Ваше мнение: была ли необходимость в выделении Следственного комитета в самостоятельную структуру? Неужели действия прокуратуры тормозили или мешали предварительному расследованию? – Выделение СК как самостоятельной структуры осуществлено в рамках реализации политики модернизации в области уголовного судопроизводства. Это решение придает большую самостоятельность и независимость главному следственному органу страны. При этом значительно повышается и ответственность этого органа. Новый статус позволит следователям сконцентрировать свои усилия на раскрытии наиболее тяжких и общественно значимых преступлений. Именно такой Следственный комитет развивает идею правового государства, соответствует принципу разделения следствия и прокурорского надзора. По большому счету, и Следственный комитет, и прокуратура по-прежнему объединены общей задачей по борьбе с преступностью во всех ее проявлениях. Поэтому некорректно говорить о том, что действия прокуратуры тормозили или мешали предварительному расследованию. Прокурорский надзор за следствием был и остается. Более того, одновременно с принятием нового закона о Следственном комитете в УПК РФ внесены изменения, наделяющие прокуроров полномочиями отменять незаконные и необоснованные процессуальные решения следователей по уголовным делам и материалам проверок. Такого права прокуроры ранее не имели. В случае несогласия с тем или иным решением следователя прокурор мог только направить руководителю следственного органа требование об отмене этого решения. Руководитель же следственного органа мог и не согласиться с требованием прокурора. Таким образом, прокурор теперь формально не отвечает за организацию расследования уголовных дел, но в то же время он обладает большими полномочиями, позволяющими влиять на законность и обоснованность принимаемых по ним процессуальных решений. – Насколько конструктивен новый закон? Какие механизмы, позволяющие вывести следствие на новый уровень, в нем заложены? – Новый закон достаточно полно и адекватно ситуации определяет основные цели и задачи Следственного комитета, устанавливает принципы его деятельности по обеспечению правопорядка и борьбе с преступностью. Предварительное следствие у нас существует достаточно давно. Практикой выработаны определенные технологии работы, основанные на соблюдении прав и законных интересов граждан. Какие-либо новые, принципиально отличающиеся от прежних механизмы при организации и осуществлении предварительного следствия с принятием закона формально не появились. На мой взгляд, определяющим критерием, позволяющим вывести следствие на новый уровень, является добросовестное отношение каждого следователя к исполнению своих обязанностей, повышение требовательности к своим подчиненным со стороны руководителей следственных подразделений. – Как именно изменит закон работу подразделения СК в Пермском крае? Какие первостепенные задачи Вы ставите перед собой и своими подчиненными? – Принципиальных изменений в системе органов Следственного комитета после его отделения от прокуратуры закон не предусматривает. Как и прежде, в эту систему входят: центральный аппарат Следственного комитета, главные следственные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета. У нас в крае в систему органов Следственного комитета входят 29 следственных отделов. За сотрудниками Следственного комитета сохраняются в полном объеме все ранее имевшиеся социальные гарантии и льготы. Изменились наименования специальных званий сотрудников. Раньше они звучали, как в органах прокуратуры: младший юрист – теперь это младший лейтенант юстиции, юрист 3-го класса – теперь это лейтенант юстиции и так далее. В перспективе изменится форменное обмундирование. Приоритетными направлениями нашей деятельности на сегодняшний день являются такие, как повышение эффективности выявления и расследования преступлений коррупционной направленности, охрана от преступных посягательств детей, престарелых, инвалидов и других категорий социально незащищенных граждан. К категории приоритетных также относятся преступления против государственной власти и интересов государственной службы, в том числе совершенные должностными лицами органов местного самоуправления. Так, например, Осинским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета по Пермскому краю завершено расследование уголовного дела в отношении главы Комаровского сельского поселения Осинского района Пермского края – председателя Совета депутатов муниципального образования «Комаровское сельское поселение», обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 159 УК РФ (мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения), частью 2 статьи 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия) и частью 2 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, совершенное главой местного самоуправления). По версии следствия, 56-летний глава органа местного самоуправления, занимавший свою должность с 2008 года, используя свои служебные полномочия, незаконно продавал и сдавал в аренду муниципальное имущество – здания общежития, столовой, магазина, получал из бюджета с помощью поддельных документов денежные средства, предназначавшиеся для выплаты заработной платы лицам, принятым на работу в рамках Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2009 году. Всего следствием выявлено 6 эпизодов преступной деятельности главы органа местного самоуправления. В общей сложности своими преступными действиями облеченный властью чиновник причинил бюджету ущерб на сумму более двух с половиной миллионов рублей. Следователем собрана достаточная доказательная база, в связи с чем уголовное дело после утверждения обвинительного заключения направлено в суд для рассмотрения по существу. Обвиняемому грозит наказание до 7 лет лишения свободы. – Закон наделяет работников СК довольно широкими полномочиями. Действительно ли это необходимо? – В нашем понимании, широкие полномочия, процессуальная самостоятельность следствия – это прежде всего большой груз ответственности. Если говорить о том, как меняются уровень этой ответственности и качество следствия, то можно привести такие цифры. Если в 2009 году после отмены необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в следственных подразделениях следственного управления было возбуждено 59 уголовных дел, то в прошлом году количество таких фактов сократилось до 13. Раскрываемость особо тяжких преступлений (убийств, изнасилований, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека, повлекшее смерть потерпевшего) составила более 90%. Это свидетельствует о том, что и следователи, и руководители следственных подразделений на местах стали гораздо более добросовестно подходить к проведению проверок по сообщениям о преступлениях, своевременности возбуждения уголовных дел и их расследования. – Насколько граждане защищены от возможного произвола со стороны следствия? Заложены ли в законе антикоррупционные механизмы? – Практика показывает, что повышенный коррупционный фон обнаруживается в тех сферах экономической жизни, где присутствуют значительные бюджетные средства. Кроме того, при поступлении на службу в органы Следственного комитета кандидаты проходят тщательный отбор, который связан не только с проверкой их деловых и профессиональных навыков, но и морально-нравственных качеств. Граждане имеют право обжалования решений и действий следователя или руководителя следственного органа, которые, по их мнению, являются необоснованными. Могут прийти на прием к руководителю любого территориального следственного подразделения, а также лично ко мне. С порядком приема граждан можно ознакомиться на официальном сайте следственного управления: www.susk.perm.ru в разделе «Работа с обращениями граждан». В следственном управлении продолжает свою работу телефон доверия, его номер (342) 217-07-05. У нас открыта интернет-приемная. 9 февраля в следственном управлении была открыта общественная приемная председателя Следственного комитета Российской Федерации Александра Ивановича Бастрыкина. Она расположена в помещении краевого следственного управления по адресу: г. Пермь, Комсомольский проспект, 34б, кабинет N 1. Приемная работает ежедневно с 9.00 до 18.00, в пятницу до 17.00. В указанное время граждан примет начальник отдела по приему граждан и документационному обеспечению, а в выходные и праздничные дни обращения в круглосуточном режиме будут приниматься дежурным следователем. Такой комплекс принимаемых мер, на мой взгляд, не позволяет опасаться какого-то разгула произвола и коррупции в следственных органах. – Изменились ли требования к сотрудникам Следственного комитета? Когда состоится принятие присяги? – Требования, предъявляемые к гражданам, принимаемым на службу в Следственный комитет, существенно не изменились. Сотрудниками Следственного комитета могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами и способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. Как и прежде, сотрудники Следственного комитета не могут являться членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание таких объединений в следственных органах запрещено. Воздействие в какой-либо форме на сотрудника управления в целях оказания влияния на принимаемое им процессуальное решение или воспрепятствования в какой-либо форме его процессуальной деятельности влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Кроме этого, сотрудники не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Данные проверок и предварительных расследований, проводимых органами Следственного комитета, могут быть преданы гласности лишь с разрешения сотрудника. Руководители управления, районных подразделений, их заместители и по их поручению другие сотрудники управления вправе присутствовать на заседаниях законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти как краевого, так и местного уровня. Участвовать в координационных совещаниях по вопросам борьбы с преступностью, координационных совещаниях по обеспечению правопорядка в субъектах Российской Федерации, рабочих группах, представлять необходимую статистическую и иную информацию в целях обеспечения координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. На сегодняшний день в штате следственного управления Следственного комитета по Пермскому краю служат 136 следователей. В основном это мужчины в возрасте до 30 лет. Есть, конечно, у нас и ветераны, наша гордость, люди, которым уже давно перевалило за 30, практически всю свою жизнь посвятившие следственной работе. Это Николай Васильевич Ларин, Владимир Николаевич Дубровских и другие. Согласно закону присяга, текст которой установлен в статье 19, принимается гражданином, впервые назначаемым на должность в Следственный комитет. При этом сотрудники, ранее ее принимавшие в период службы в органах прокуратуры или Следственного комитета при прокуратуре, вновь к присяге приводиться не будут. – Какие проблемы сегодня стоят перед управлением? Решены ли кадровые и материально-технические вопросы? – В рамках подготовки к реорганизации органов Следственного комитета при прокуратуре в конце прошлого года руководителями следственного управления, в том числе и мной лично, были осуществлены выезды во все следственные подразделения края. При этом были проведены собеседования с каждым следователем, заместителем и руководителем следственных отделов. Мы убедились, что практически все сотрудники соответствуют занимаемым должностям, владеют оперативной обстановкой, правильно понимают актуальность и значимость стоящих перед ними задач и готовы к их выполнению. Тем не менее в некоторых территориях, с учетом просчетов в организации работы, нами были произведены необходимые кадровые перестановки. Говоря о проблемах, следует отметить, что большинство из них носит так называемый рабочий характер. Вместе с тем вызывает озабоченность некоторая разобщенность в деятельности органов внутренних органов, следствия, прокуратуры, органов власти и контролирующих органов при выявлении фактов взяточничества и других должностных преступлений. Крайне мало их выявляется. В этом году нами запланирован ряд мероприятий по улучшению работы в этом направлении. Серьезную тревогу вызывает также отсутствие в некоторых территориях возможности установления причины смерти граждан, обусловленное удаленностью экспертных учреждений. Эта проблема требует своего решения во взаимодействии с органами внутренних дел и местного самоуправления. На сегодняшний день проблем с материально-техническим обеспечением следственное управление не испытывает. Нет у нас также и недостатка в кадрах. Кадровый резерв постоянно пополняется грамотными, энергичными кандидатами. За вновь принятыми на службу сотрудниками закрепляются наставники из числа более опытных следователей, которые помогают им в максимально короткие сроки освоить все премудрости и преодолеть трудности, возникающие в освоении очень нелегкой профессии следователя. - Ваша оценка, как руководителя силового ведомства, того, что произошло в станице Кущёвской? - События, произошедшие в станице Кущёвской, потрясли даже видавших виды людей нашей профессии. Мой опыт работы подсказывает, что ситуация, в связи с которой подобное стало возможным, складывалась годами. Свое отношение к возможности ее повторения в Пермском крае, пожалуй, выражу с помощью фразы известного персонажа Владимира Высоцкого в фильме «Место встречи изменить нельзя» о том, что правопорядок в стране предопределяется не наличием преступников, а умением властей их обезвреживать. Так вот, уверена, что в нашем крае и власть, и правоохранительные органы умеют не только преступность обезвреживать, но и предотвращать ее. Поэтому опасаться повторения такой ситуации у нас на сегодняшний день оснований нет. – В регионе появился свой правовой портал, одна из задач которого – правовое просвещение граждан. Готовы ли сотрудничать в данном направлении? – Безусловно. Мы всегда открыты для конструктивного сотрудничества – это способствует формированию позитивного общественного мнения о нашей деятельности. Наталья Козырева, Первый пермский правовой портал Материалы по теме