В ближайшем будущем Уголовном кодексе РФ могут произойти самые заметные изменения за всю историю его существования. Следственный комитет РФ подготовил проект Федерального Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц», в случае принятия которого в уголовном праве России появиться новелла - уголовная ответственность юридических лиц. Институт уголовной ответственности юридических лиц, изначально существовавший лишь в странах англо-саксонской правовой семьи, в последние 20 лет широко внедряется и в странах континентального права. К таким странам относятся Норвегия (1991 г.), Франция (1994 г.) , Финляндия (1995 г.), Бельгия (1999 г.), Польша (2002 г.), Молдавия (2002 г.), Латвия (2006 г.). При этом правовая природа применения данного вида ответственности в этих странах существенно различаются. Так как российское уголовное право базируется на доктрине личной виновной ответственности, юридические лица не могут быть подвергнуты уголовному наказанию. В связи с этим разработчики законопроекта предлагают особую правовую конструкцию, рассматривающую меры уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц не как вид уголовного наказания, а как предусмотренные разделом VI УК РФ иные меры уголовно-правового характера. Однако предложенная конструкция обладает рядом изъянов, главным из которых является вопрос о субъективной стороне преступления. Как указано в проекте в п. 1 ст. 104.4 «Основанием применения предусмотренных настоящей главой мер уголовно-правового характера в отношении юридических лиц является причастность юридического лица к преступлению»1. Такое изложение статьи может привести к тому, что появиться возможность привлекать юридическое лицо к уголовной ответственности при отсутствии виновного деяния с его стороны. В связи с этим предлагаем изложить данную статью в следующей редакции: «Основанием применения предусмотренных настоящей главой мер уголовно-правового характера является совершение преступления физическим лицом, выполняющим управленческие функции или осуществляющим фактическое руководство юридическим лицом с ведома данного юридического лица и в его интересах». П. 3 ст. 104.5 законопроекта, посвященный вопросам правопреемства при реорганизации юридического лица, оставляет открытым вопрос субъекта ответственности при разделении или выделении юридических лиц. Что является существенным пробелом авторов законопроекта. Сопоставляя ст. 86 УК РФ и ст. 104.15 законопроекта, можно обнаружить несоответствие, заключающееся в следующем: согласно ст. 86 УК РФ лицо считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу, при назначении иных мер уголовно-правового характера судимость у лица не возникает. Ст. 104.15 предусматривает, что юридическое лицо считается судимым с момента вступления решения суда в силу. Решением по делу является, согласно предлагаемой в проекте ст. 446.14 УПК РФ постановление, что противоречит ст. 86 УК РФ. Предлагаем исключить из проекта федерального закона понятие судимости юридического лица и ввести понятие особого режима деятельности юридического лица. Вместе с тем проект данного федерального закона обладает и целым рядом плюсов. Так, к руководству юридического лица относятся не только лица, выполняющие управленческие функции, но и лица, осуществляющие фактическое управление юридическим лицом. Данное положение позволит привлекать к ответственности компании, практикующие схемы управления через подставных лиц и теневых директоров. В проекте предусмотрена возможность ликвидации юридического лица, специально созданного для осуществления преступной деятельности или ее сокрытия, что позволит устранить парадоксальную ситуацию, когда фиктивные юридические лица продолжают существовать даже после вынесения физическому лицу, совершившему преступление, обвинительного приговора и пользуются полноценной гражданско-правовой защитой2. Таким образом, проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц» не смотря на ряд положительных моментов, включает в себя отдельные положения, не согласующиеся с действующим Уголовным кодексом РФ, а также пробелов, способных вызвать серьезные проблемы при применении новых норм уголовного права на практике. Литература: 1. Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц» // (дата обращения 15.03.2012). 2. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц» // (дата обращения 15.03.2012). © Ковалев С.И., 2012, студент, научный руководитель: к.ю.н., старший преподаватель Степанов В.В., Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме