В учебном центре «ТелекомПлюс» состоялся семинар «Риски действующего законодательства о контрактной системе при осуществлении государственных и муниципальных закупок. Как застраховать себя заказчику и поставщику». Вернее сказать, этот семинар был частью целой недели повышения квалификации в сфере госзакупок. Семинар провела ведущий специалист-эксперт отдела контроля над размещением государственного и муниципального заказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Ольга Андрианова. Мероприятие было ориентировано как на заказчиков, так и на подрядчиков, однако первых было гораздо больше. Ольга Андрианова отметила, что Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон № 44-ФЗ) сложнее, чем ранее действовавший Федеральный закон № 94-ФЗ. В ходе семинара она раскрыла содержание основных функций Управления. Проверки План проверок Управления публикуется на сайте zakupki.gov.ru. Проверка проводится не чаще чем один раз в два года. Перед проверкой заказчику отправляется приказ с указанием срока проверки. По результатам плановой проверки оформляется акт, при наличии нарушений выносится предписание. Контрольные функции ФАС заканчиваются при заключении контракта. Внеплановые проверки могут проводиться по обращению гражданина, в том числе анонимно. Например, гражданин пишет: администрация хочет купить «мерседес», проверьте, откуда у них деньги. Эксперт обратила внимание на то, что под описание объекта при проведении конкурса должно подходить как минимум два товара. Это не касается закупки запчастей для уже имеющихся товаров. Кроме того, внеплановая проверка может быть проведена на основании любой поступившей в УФАС информации, например по данным СМИ или сайта. Рассмотрение жалоб Жалобу на положения аукционной или конкурсной документации может подать любое лицо до завершения срока подачи заявок (ст. 105 Закона № 44-ФЗ). За 2013 год было подано более 1600 жалоб, более 60% признано необоснованными. Посредством факсимильной связи жалобы не принимаются. В течение двух дней проверяется соответствие жалобы формальным требованиям закона. После принятия жалобы заказчик не может подписывать контракт. В ходе рассмотрения жалобы всегда проводится внеплановая проверка закупки в целом. При этом сама жалоба может быть признана необоснованной, но выносится предписание. Иногда возникают спорные с этической точки зрения ситуации. Например, в связи с отменой закупки лекарственных средств. Между тем Ольга Андрианова обращает внимание заказчиков на необходимость неукоснительного соблюдения законодательства о закупках. Позиция Пермского УФАС такова: отменять закупку следует только в крайнем случае. Решение УФАС по итогам рассмотрения жалобы может быть обжаловано в суд. Следует отметить, что УФАС связано требованиями Закона № 44-ФЗ, а суд рассматривает жалобу в целом, в системе действующего законодательства, поэтому его полномочия, безусловно, шире. Если жалоба признана обоснованной, как правило, заказчику выдается предписание, в котором указывается срок его исполнения. За нарушение этого срока – штраф 50 тыс. руб. Случаются и курьезы, например не работает сайт, что не позволяет заказчику исполнить предписание в срок. В этом случае УФАС, разумеется, идет навстречу. Если решение УФАС обжалуется в суд, целесообразно ходатайствовать о приостановлении исполнения предписания. Не исполнять его можно только в случае удовлетворения данного ходатайства. Существуют и «профессиональные жалобщики». Их жалобы нередко обоснованы, но их права никак не нарушены: они могут даже не быть аккредитованными на электронной площадке, на которой проводятся соответствующие торги. Фактически имеет место злоупотребление правом. Однако УФАС, как уже говорилось, не может использовать такие доводы. Суд же такие формулировки использует. Например, участник, подав заявку, жалуется на нарушения в аукционной документации уже после того, как не был признан победителем. Арбитражный суд признал такие действия злоупотреблением правом. Включение в реестр недобросовестных поставщиков Для этого существует три основания (ст. 104 Закона №44-ФЗ): 1. Уклонение от подписания контракта. В это основание включается следующее: - поставщик не подписал контракт в пятидневный срок. Если имеет место техническая ошибка, его не включают в реестр; – поставщик не предоставил обеспечение контракта. Иногда банки не успевают внести банковскую гарантию в реестр таких гарантий. Банковская гарантия выдается на срок, превышающий срок исполнения контракта. Срок исполнения контракта не тождественен сроку выполнения работ. Важен срок исполнения всех обязательств, в том числе срок оплаты. Гарантийные обязательства не входят в этот срок. Представители поставщиков, участвовавшие в семинаре, пожаловались, что получить гарантию очень сложно, банки подолгу рассматривают документы. Обеспечение предоставляется в момент исполнения контракта и заменено быть не может. Если же по каким-то причинам обеспечение перестало действовать (например, у банка отозвана лицензия), участник может его заменить. 2. Контракт расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением условий участником. 3. Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае, предусмотренном самим контрактом. В реестр включают на два года. Издается приказ, направляется заявка в ФАС России. Требования к описанию объекта закупки Количество не является качественной характеристикой товара. Но в лекарственных препаратах нужно указывать возможность пересчета. При страховании заказчику нужно самому рассчитать начальную максимальную цену в соответствии с постановлением, и страховщики снижать ее не могут. Все показатели товара, работ выносятся в отдельный документ - техзадание. Если устанавливается соответствие ГОСТ, указанные в техзадании показатели должны соответствовать ГОСТ. Объединение в один лот Строительство и проектирование - разные виды деятельности, поэтому их объединять нельзя. Нельзя просить выполнить работы лично, но можно требовать согласовать субподрядчика. Это новшество Закона № 44-ФЗ. Если в перечне мероприятий есть работы, связанные с пожарной безопасностью, нельзя требовать пожарной лицензии, т.к. можно привлечь иную организацию. Следует исходить из предмета контракта: если лицензируемый вид деятельности является составной, но не основной частью работ, заказчики не вправе требовать лицензию. Семинар прошел не в форме лекции, а скорее напоминал дружескую беседу. В перерывах участников, как всегда, ждали горячий чай и кофе с вкусными бисквитами, и в ходе чаепития можно было обсудить наболевшие вопросы в неформальной обстановке. к.ю.н., Анастасия Пьянкова, ассистент кафедры гражданского права в Пермском государственном национальном исследовательском университете. Первый пермский правовой портал Материалы по теме