В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (ред. от 11.10.2012) «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» данная служба (далее – Ростехнадзор) является органом федерального государственного строительного надзора. Рассмотрим, как этот вид деятельности проявляется на основных этапах функционирования саморегулируемых организаций (далее — СРО) в сфере строительства.
1. Создание СРО в сфере строительства
Общеправовой статус СРО определен Федеральным законом от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон N 315-ФЗ). Особенности правового положения данных организаций в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности предусмотрены иными законами.
Саморегулирование в области строительства — это самостоятельная и инициативная деятельность, которая включает в себя разработку и установление стандартов и правил ведения хозяйственной деятельности в указанной сфере, требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства (далее — работы), а также контроль соблюдения данных стандартов, правил и требований. Саморегулирование осуществляют субъекты предпринимательской деятельности (организации и индивидуальные предприниматели), объединившиеся в СРО.
Система саморегулирования в области строительства позволила государству делегировать участникам рынка часть своих контрольных и надзорных функций в указанной сфере. Все связанные со строительством предприниматели и организации должны состоять в СРО (статья 55.8 ГрК РФ). Можно сказать, что модель обязательного саморегулирования применяется российским законодателем в качестве альтернативы лицензированию.
Поскольку статус СРО может получить только некоммерческая организация, то на нее распространяется общий порядок создания и госрегистрации, предусмотренный положениями статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2012), статьями 13, 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О некоммерческих организациях», Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также Законом N 315-ФЗ. Однако к претендентам на статус СРО в сфере строительства предъявляются специальные требования, установленные Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 30.12.2012; далее — ГрК РФ):
1) единственно возможная организационно-правовая форма — некоммерческое партнерство. При этом в уставе организации необходимо указать вид создаваемой СРО, исходя из того, объединяет ли она лиц:
- выполняющих инженерные изыскания;
- осуществляющих подготовку проектной документации;
- осуществляющих строительство, реконструкцию, капремонт (далее — строительство);
2) организации, претендующие на создание СРО в сфере инженерных изысканий или подготовки проектной документации, должны объединять не менее 50 индивидуальных предпринимателей и(или) организаций, а в сфере строительства — не менее 100. При этом учитываются только те, кто непосредственно занят в области, определяющей вид СРО. Обратим внимание, что в числе членов СРО аффилированные лица рассматриваются как одно лицо.
В члены СРО могут быть приняты организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели. Для этого следует представить соответствующее заявление с указанием вида (видов) работ, свидетельство о допуске к которым намерены получить претенденты. К заявлению нужно приложить документы, приведенные в части 2 статьи 55.6 ГрК РФ. Истребование иных документов запрещено;
3) организации-претенденты должны обеспечить имущественную ответственность каждого ее члена перед потребителями работ и услуг, а также иными лицами. Для этого формируется компенсационный фонд СРО. По общему правилу, его размер должен составлять не менее 500 тыс. руб. на одного члена СРО (в сфере строительства — не менее 1 млн. руб.). Однако организация, претендующая на получение статуса СРО, может установить требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, наступающей в случае причинения вреда вследствие недостатков работ. В этом случае минимальный размер компенсационного фонда может быть снижен: не менее 150 тыс. руб. на одного члена СРО (в сфере строительства — не менее 300 тыс. руб.).
Кроме того, для получения статуса СРО организация обязана разработать и утвердить следующие документы:
- требования к выдаче свидетельств о допуске к работам;
- правила контроля соблюдения членами СРО требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов СРО и правил саморегулирования;
- документ о системе мер дисциплинарного воздействия в отношении членов СРО.
При этом организация по своему усмотрению может разработать и утвердить стандарты СРО и правила саморегулирования. Первые устанавливают (в соответствии с законодательством о техническом регулировании) правила выполнения работ, требования к их результатам и системе контроля их выполнения. Правила саморегулирования определяют требования к предпринимательской деятельности членов СРО, за исключением требований, регламентированных законодательством РФ о техническом регулировании. Примерное содержание таких правил определено в части 12 статьи 55.5 ГрК РФ.
Все эти документы, а также изменения в них подлежат размещению на интернет-сайте организации и направлению в Ростехнадзор в электронной и письменной форме.
Иные документы, содержащие обязательные требования к членам СРО и их деятельности, СРО не вправе разрабатывать и утверждать;
4) в отношении СРО установлена особая процедура признания их таковыми посредством специальной регистрации в государственном реестре СРО. Некоммерческая организация приобретает статус СРО с даты внесения сведений о ней в этот реестр и утрачивает его с даты исключения сведений из реестра (часть 6 статьи 3 Закона N 315-ФЗ). Обязанность по ведению такого реестра в сфере строительства возложена на Ростехнадзор. Внесение сведений и их изменение осуществляются бесплатно.
Отметим, что в отношении каждого вида СРО в области строительства ведется отдельный госреестр. Содержащиеся в них сведения размещаются на официальном интернет-сайте Ростехнадзора (www.gosnadzor.ru/). С ними можно ознакомиться бесплатно.
2. Реестр членов СРО
СРО обязана вести реестр своих членов, содержащий по каждому из них следующие сведения:
- ИНН, полное наименование организации, ее адрес (место нахождения), Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, дата его рождения, место жительства;
- перечень видов работ, которые ему разрешено производить;
- сведения о приостановлении, возобновлении, отказе в возобновлении или о прекращении действия свидетельства о допуске члена СРО к определенному виду (видам) работ.
По запросу заинтересованного лица СРО обязана предоставить выписку из данного реестра. Форма выписки установлена Ростехнадзором (см. Приказ Ростехнадзора от 24.09.2010 N 952).
3. Выдача СРО свидетельств о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства
Одной из важных функций, осуществляемых СРО в сфере строительства, является выдача свидетельств о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства (далее — работы). Такая обязанность возложена на СРО в целях реализации императивного законодательного требования о том, что они могут осуществляться лишь при наличии специального разрешения. В соответствии с частью 2 статьи 47, частью 4 статьи 48, частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы, связаны ли они с инженерными изысканиями, подготовкой проектной документации или строительством, реконструкцией и капремонтом, должны выполняться только допущенными к их проведению индивидуальными предпринимателями или организациями. Перечень работ утвержден Минрегионом России (см. Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011). Обратим внимание, что СРО может выдать свидетельства о допуске только к тем видам работ, которые относятся к сфере ее деятельности.
Такое свидетельство выдается при приеме индивидуального предпринимателя или организации в члены СРО в случае их соответствия предъявляемым требованиям. Кроме того, указанные лица должны предварительно внести в компенсационный фонд сумму, увеличивающую их взнос до размера взноса, установленного для членов СРО, получивших свидетельства о допуске к работам. Эта сумма должна быть не ниже минимального размера взноса в компенсационный фонд.
Только после получения свидетельства индивидуальный предприниматель или организация могут быть допущены к осуществлению работ. Дополнительное требование установлено для тех из них, в чьи функции входит организация подготовки проектной документации или организация строительства. Указанные лица вправе выполнять данные виды деятельности, если действительная стоимость подготовки проектной документации или строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость. Последняя определяет размер взноса члена СРО в компенсационный фонд. Количество договоров о выполнении перечисленных работ, которые могут быть заключены таким членом, не ограничивается.
Предприниматели и организации имеют право получить свидетельство о допуске к определенному виду работ только от одной СРО. Нарушение этого положения может стать основанием для отказа в приеме указанных лиц в члены СРО или основанием для прекращения действия уже имеющегося свидетельства.
Форма свидетельства утверждена Приказом Ростехнадзора от 05.07.2011 N 356. Разрешения, выданные до вступления в силу данного документа, действуют до 01.01.2013. Свидетельства о допуске к работам выдаются бесплатно и действуют бессрочно на всей территории РФ.
Отметим, что на дату приобретения организацией статуса СРО ее члены свидетельств не получают, однако обязаны сделать это не позднее месяца с указанного момента.
Действие свидетельства о допуске к работам может быть прекращено по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 55.8 ГрК РФ. Следствием этого является исключение из членов СРО. Начало и прекращение действия свидетельства о допуске к работам определяется моментом внесения в реестр членов СРО соответственно сведений о выдаче либо прекращении действия указанного свидетельства.
Решения СРО о выдаче свидетельства либо об отказе в нем, о прекращении или о приостановлении его действия, об отказе в возобновлении действия свидетельства, бездействие СРО при рассмотрении соответствующих вопросов могут быть обжалованы в арбитражном суде.
4. Требования СРО к выдаче свидетельств
Рассматриваемые требования представляют собой условия выдачи свидетельств, изложенные в рамках особого документа. Они должны быть определены в отношении каждого вида работ, решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов СРО к сфере ее деятельности. Сведения о таких работах размещаются на интернет-сайте СРО.
Указанные условия не могут быть ниже законодательно установленных и должны включать в себя:
- квалификационные требования к индивидуальным предпринимателям, его работникам, работникам организации (о наличии образования определенного уровня и профиля, о повышении квалификации, аттестации, профессиональной переподготовке, о наличии определенного стажа работы);
- требование к численности работников индивидуального предпринимателя или организации, соответствующих требованиям предыдущего пункта.
Помимо этого, требования могут содержать иные сведения. Например, о наличии у индивидуального предпринимателя или организации имущества, необходимого для выполнения соответствующих работ.
Установлены минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам (часть 8 статьи 55.5 ГрК РФ). При этом особые условия выдачи разрешений определены для работ по организации подготовки проектной документации и по организации строительства (части 8.1 и 8.2 статьи 55.5 ГрК РФ).
Минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, влияющим на безопасность особо опасных и технически сложных объектов, определены Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 24.03.2011 N 207).
5. Компенсационный фонд СРО
Как было уже отмечено, одним из способов обеспечения имущественной ответственности членов СРО за причинение вреда является формирование компенсационного фонда. В предусмотренных статьей 60 ГрК РФ случаях СРО в пределах средств такого фонда несет субсидиарную (с 01.07.2013 — солидарную) ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда. При осуществлении выплат из этих средств член СРО (в том числе бывший), по вине которого был причинен вред, а также иные члены должны внести взносы в компенсационный фонд. Это необходимо для его пополнения до размера, определенного уставом СРО. Указанные взносы производятся не позднее двух месяцев со дня осуществления выплат.
В целях сохранения и увеличения размера компенсационного фонда его средства размещаются в депозиты и(или) депозитные сертификаты в российских кредитных организациях.
Для лиц, осуществляющих организацию подготовки проектной документации или организацию строительства, ГрК РФ установлены специальные правила о размере минимального взноса в компенсационный фонд СРО, который зависит от стоимости работ по одному договору (части 6, 7 статьи 55.16 ГрК РФ).
Сведения о размере и порядке формирования компенсационного фонда, выплатах из него, а также о размере вступительных и регулярных членских взносов и порядке их уплаты размещаются на интернет-сайте СРО.
6. Контроль деятельности членов СРО
СРО обязана контролировать соблюдение своими членами требований к выдаче свидетельств о допуске к работам, требований стандартов СРО и правил саморегулирования. СРО также вправе осуществлять контроль выполнения требований технических регламентов при осуществлении инженерных изысканий, подготовке проектной документации или в процессе строительства.
СРО вправе рассматривать жалобы на действия своих членов. В случае выявления нарушения требований применяются меры дисциплинарного воздействия. К ним относятся:
- вынесение предписания об обязательном устранении выявленных нарушений в установленные сроки;
- вынесение предупреждения;
- приостановление действия свидетельства о допуске к работам;
- прекращение действия свидетельства о допуске к работам;
- исключение из СРО.
Приостановление действия свидетельства допускается в случае несоблюдения членом СРО требований технических регламентов, требований к выдаче свидетельств о допуске, требований стандартов СРО на период до устранения выявленных нарушений, но не более чем на 60 календарных дней. В это время член СРО вправе выполнять самостоятельно только те работы, которые необходимы для устранения выявленных нарушений. После этого он обязан уведомить об их устранении СРО, которая в срок не более 10 рабочих дней со дня уведомления проверяет результаты. По итогам проверки принимается решение о возобновлении действия свидетельства о допуске к работам либо об отказе в таком возобновлении.
Лицо, в отношении которого вынесено решение СРО о применении к нему меры дисциплинарного воздействия, может обжаловать его в арбитражном суде.
Государственный надзор за деятельностью самой СРО осуществляет Ростехнадзор в виде плановых и внеплановых проверок в порядке, установленном статьей 55.19 ГрК РФ, а также Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 12.11.2012) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Евгений Матвеев
Источник: Первый пермский правовой портал
Материалы по теме