В наши дни большое распространение получили так называемые совместные закупки. О том, какими нормами права регулируется данная деятельность, — в материале эксперта Первого пермского правового портала Анастасии Пьянковой.
Суть совместных закупок в следующем: организатор закупки, как правило, через Интернет набирает товары у определенного поставщика, закупает продукцию и затем перепродает с некоторой наценкой. Выгода очевидна: можно покупать товары в розницу практически по оптовым ценам, так как благодаря объединению нескольких розничных заказов получается возможность собрать оптовый заказ.
Прежде всего, оговоримся, что термин «совместные закупки» часто употребляется применительно к государственным закупкам товаров и услуг (например, распоряжение Росавтодора от 06.07.2015 № 1157-р «Об осуществлении совместной закупки путем проведения открытого конкурса с целью определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения с ним контракта на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг)»). В данной статье речь идет о совместных закупках физическими лицами.
В правилах совместных закупок даются следующие их определения:
- совместная покупка — это организованная, добровольная покупка товара по оптовым ценам непосредственно от производителя или поставщика строго под заказ «клиента»;
- совместные покупки — это добровольное желание и совместные усилия Участников форума по приобретению необходимых им товаров непосредственно у поставщиков или производителей данного товара по оптовым ценам, а также из интернет-магазина;
- совместные покупки — продажа товаров частным лицам по оптовым ценам.
В письме ФНС России от 07.06.2013 № АС-3-2/2057@ «
О совместных покупках» приводится следующая дефиниция: «Совместная покупка заключается в покупке физическим лицом — организатором «совместной покупки»… партии товара по оптовой цене у одного оптового продавца с последующей реализацией данного товара нескольким конечным покупателям, которые дали предварительное согласие на покупку такого товара у организатора, с определенной наценкой к оптовой цене товара, которую устанавливает организатор».
Правила закупок зачастую информируют покупателей о том, что организаторы не несут ответственности за брак и пересорт, несоответствие размера; организатор не является продавцом и не несет ни за что ответственности. Специалисты также дают иногда весьма
странные разъяснения с еще более удивительными обоснованиями: «Если вещь все-таки вам не подошла, вернуть вы ее не сможете — никаких документов об оплате, чеков и пр. покупатель не получает». Соответствуют ли такие правила закупок закону?
Заплатите налоги
С точки зрения налогового права ситуация достаточно прозрачна. Организатор закупки систематически извлекает прибыль, заключающуюся в наценке на оптовую цену товаров, поэтому должен зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и уплачивать налоги по избранной им системе налогообложения. Как справедливо разъясняет ФНС России, «при осуществлении «совместной покупки» и дальнейшей реализации товаров конечным покупателям у организатора формируется налогооблагаемая база, с которой должны быть удержаны и уплачены налоги в бюджет». Данная статья будет посвящена гражданско-правовому аспекту отношений.
Представляется, что правовое регулирование совместных закупок может осуществляться по трем моделям. Рассмотрим каждую из них:
- Договор купли-продажи
Организатор совместной закупки заключает с поставщиком договор поставки и затем перепродает приобретенную под заказ продукцию конечным покупателям по договорам розничной купли-продажи.
Как уже было сказано, если организатор закупки осуществляет деятельность систематически, он обязан зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Поэтому в данном случае конечные покупатели будут являться потребителями по смыслу
Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», со всеми вытекающими из этого статуса правами и льготами. Организатор закупки несет ответственность и за брак, и за несоответствие ассортимента. Этот вариант, разумеется, наиболее выгоден покупателям и наименее удобен для организаторов закупки.
В принципе эта схема в полной мере учитывает существо складывающихся отношений, однако представляется, что распределение рисков должно быть иным: покупатель имеет возможность обратиться к обычному розничному продавцу, получив возможность наделить себя всеми правами потребителя, или к организатору совместной закупки, экономя на цене товара, но неся при этом определенные риски.
- Агентский договор
В такой ситуации группа физических лиц поручает другому лицу заключить договор поставки. По такому договору организатор может принять на себя ряд обязанностей: заключить договор с поставщиком, оплатить товар в соответствии с условиями договора, заключить договор с перевозчиком, если это не входит в обязанности поставщика, получить товар от перевозчика и передать его участнику.
Согласно
ст. 1011 ГК РФ к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила о договорах поручения или комиссии в зависимости от того, действует агент по условиям этого договора от имени принципала или от своего имени. Поскольку организатор закупки действует явно от своего имени, возможно применение лишь правил о договоре комиссии.
В силу
пп. 1, 2 ст. 993 ГК РФ комиссионер не отвечает перед комитентом за неисполнение третьим лицом сделки, заключенной с ним за счет комитента, кроме случаев, когда комиссионер не проявил необходимой осмотрительности в выборе этого лица либо принял на себя ручательство за исполнение сделки (делькредере). В случае неисполнения третьим лицом сделки, заключенной с ним комиссионером, комиссионер обязан немедленно сообщить об этом комитенту, собрать необходимые доказательства, а также по требованию комитента передать ему права по такой сделке с соблюдением правил об уступке требования.
Обратимся к положениям ГК РФ о договоре поставки. В силу
ст. 512 ГК РФ поставщик по договору поставки отвечает за пересорт (то есть несоответствие товара ассортименту), а согласно
п. 2 ст. 518 ГК РФ покупатель (получатель), осуществляющий продажу поставленных ему товаров в розницу, вправе требовать замены в разумный срок товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, если иное не предусмотрено договором поставки. Даже если такое право заблокировано договором (что весьма вероятно, учитывая, что поставщик, скорее всего, обладает более сильными переговорными возможностями и представляет проект договора), права, предусмотренные
ст. 475 ГК РФ, в любом случае остаются за организатором закупки.
Однако возникает вопрос: у обычного физического лица нет права заключить договор поставки — данный договор может быть заключен только между профессиональными участниками рынка, товары передаются для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (
ст. 506 ГК РФ). Соответственно, сомнительна законность уступки прав по договору поставки физическому лицу, не имеющему статуса индивидуального предпринимателя. Согласно
п. 1 ст. 388 ГК РФ уступка требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) допускается, если она не противоречит закону. Представляется, что в данном случае имеет место противоречие закону и существу отношений (
ст. 506 ГК РФ).
Кроме того, ряд норм об агентском договоре также с трудом укладываются в рамки отношений между покупателями и организаторами совместной закупки. Так, ни в одних правилах совместных закупок мы не нашли упоминаний об отчете агента (
ст. 999,
1008 ГК РФ).
Исходя из изложенного, считаем, что, как бы ни была эта модель правового регулирования отношений привлекательна для организаторов закупки, она неадекватна складывающимся отношениям.
- Договор простого товарищества (договор о совместной деятельности)
Специалисты, консультирующие участников и организаторов совместных закупок в Интернете, указывают лишь на две указанные выше модели отношений. Попробуем помыслить какие-либо иные варианты.
Согласно
пп. 1, 2 ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.
Представляется, что модель простого товарищества применима лишь тогда, когда круг участников совместной закупки заранее известен (например, родственники или несколько подруг) и при этом ни один из участников не извлекает из этой деятельности доход. Такая модель отношений допустима, но является скорее исключением, чем общим правилом.
Сконструировать некий непоименованный договор о совместной деятельности также вряд ли возможно, как раз в связи с тем, что круг участников совместной закупки заранее неизвестен. Договор с открытым составом его участников трудно представить в рамках российского гражданского права.
Таким образом, и модель договора о совместной деятельности не подходит для регулирования отношений по совместным закупкам.
Вышеизложенное приводит нас к следующим выводам.
Первая из описанных моделей правового регулирования отношений по совместным закупкам — договор розничной купли-продажи — в наибольшей степени соответствует складывающимся фактическим отношениям. Между тем представляется, что суд вправе отказать в защите прав потребителя участнику совместной закупки на основании
ст. 10 ГК РФ, в силу которой обход закона трактуется как злоупотребление правом, так как по сути отношения по совместным закупкам направлены на обход императивных требований ГК РФ к правовому статусу покупателя по договору поставки, а также требований поставщика по объему закупки. Суд может также сослаться на
п. 4 ст. 23 ГК РФ, согласно которому суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Анастасия Пьянкова, к.ю.н., старший преподаватель кафедры гражданского права ПГНИУ
Первый пермский правовой портал
Материалы по теме