Интеграция образования и практики – основа подготовки востребованных профессионалов. В связи с этим, с конца 90-х годов в юридическом образовательном сообществе возникли практики юридических и правовых клиник. На данном этапе большинство вузов имеют подобные практические мастерские для студентов – это и крупнейший вузы страны – МГУ им. М. В. Ломоносова, МГЮА им. О. Е. Кутафина, СПбГУ, и вузы регионов – Бурятский, Воронежский, Горно-алтайский, Иркутский, Марийский, Орловский, Петразаводский, Пермский, Ставропольский, Удмуртский, Уральский и другие государственные университеты.
Развитие института медиации, распространение данной гуманитарной практики и законодательное закрепление отдельных аспектов медиации предъявляют новые требования к юридическим кадрам – наличие медиативной компетентности. Так Александр Константинович Голиченков, декан юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор юридических наук, профессор, в рамках своего выступление сообщил, что 67 «Нужно расширять такие формы приобретения студентами практических знаний, как бесплатные студенческие консультации (клиники), медиативные клиники, вплоть до включения подобной работы в учебные планы вузов». На начальном этапе, именно юридические клиники взяли на себя функцию осуществления медиативной консультации, как дополнительное направление своей деятельности, но постепенно, с ростом ресурсов в этой области, в ответ на вызов реалий в 2010-2011 гг. в России появились первые медиативные клиники в крупнейших вузах страны (МГУ им. М.В. Ломоносова и МГЮА им. О.Е. Кутафина, СПбГУ). На сегодняшний день развитие данной практики происходит, наряду с указанными, в ряде вузов страны – Омский юридический институт, Орловский государственный университет (Центр медиации), Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ) и другие.
В ПГНИУ Медиативная клиника находится в стадии своего становления. В связи с этим, отметим принципиальные, хотя, пока, и проектные, моменты деятельности клиники:
- Цель деятельности Клиники – повышение уровня профессиональной подготовки в области медиативной компетентности студентов юридического факультета ПГНИУ.
- Миссией деятельности Клиники является участие, наряду с другими гражданскими институтами, в конструктивном урегулировании конфликтов в Пермском крае и формирование на основе клинического опыта у студентов уважения права, справедливости, человеческого достоинства.
- Цель и миссия деятельности Клиники конкретизируется в более частных задачах:
- Организация посредничества для урегулирования споров и конфликтных ситуаций, возникающих из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также споров, возникающих из трудовых и семейных правоотношений.
- Оказание практической помощи медиаторам, организациям, осуществляющим деятельность по обеспечению прове68 дения процедуры медиации, юридическим и физическим лицам, участвующим в процедуре медиации.
- Распространения отечественного и зарубежного опыта медиативного урегулирования споров.
Прикладные задачи Клиники: ведение реестра медиаторов Клиники, осуществляющих деятельность, как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе; оказание содействия сторонам спора в подборе медиатора; оказание услуг гражданам и юридическим лицам по медиативному урегулированию споров; оказание консультативной помощи гражданам и юридическим лицам, желающим урегулировать спор с применением процедуры медиации; распространение знаний о процедуре медиативного урегулирования споров; делопроизводство.
Направления деятельности клиники:
- Подготовка и проведение медиаций.
- Консультативно-просветительская работа в области медиации.
- Первичное социально-правовое консультирование.
Основные принципы работы клиники: процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора. Медиатор, консультанты и стажеры Клиники руководствуются стандартами и Кодексом этики и деонтологии медиатора, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 24 июня 2006 года.
Состав и структура клиники включает: руководителя клиники, медиаторов Клиники (профессиональные/непрофессиональные медиаторы) – руководители приема, консультанты, стажеры.
Общее управление деятельности Клиники осуществляет руководитель Клиники. Руководителем может быть лицо, имеющее высшее образование и, прошедшее профильное обучение в области медиации. Руководитель Клиники определяет основные направления ее деятельности; представляет интересы клиники в различных организациях; решает вопрос о приеме и исключении студентов из клиники; планирует организационную работу и консультационную работу; составляет отчет о деятельности клиники; взаимодействует с консультантами и стажерами, в том числе и в формате супервизии; взаимодействует с медиаторами – практиками, ведет реестр медиаторов клиники; заключает партнерские соглашения.
Медиаторы Клиники – практикующие медиаторы, входящие в профессиональное объединение медиаторов и реестр медиаторов Клиники, занимающиеся данной деятельностью на профессиональной и непрофессиональной основе.
Клиницисты-консультанты выбираются из числа, лиц обучающихся на юридическом факультете в ПГНИУ. При отборе для приема в Клинику имеет значение уровень академической успеваемости студента, наличие рекомендаций преподавателей, наличие пройденного специального обучения по медиации для студентов.
Клиницисты-стажеры выбираются из числа студентов юридического факультета ПГНИУ, изъявивших желание участвовать в работе клиники и осуществляют консультативно-просветительскую деятельность в области медиации.
Возникающие на данном этапе вопросы и сложности:
- По медиаторам: отсутствие реестра медиаторов профессиональной ассоциации в Пермском крае как основы для реестра медиаторов Клиники; низкая заинтересованность сторонних медиаторов в сотрудничестве с Клиникой, вопрос оплаты.
- По студентам-клиницистам: проблема обучения и сертификации клиницистов, проблема учета клинической деятельности в рамках практики или учебной дисциплины.
- По занятости в Клиники профессорско-преподавательского состава: введение часов в учебную нагрузку.
- Лигитимизация деятельности Клиники.
На сегодняшний день подготовлены трое студентов для клинической работы. Усилиями
Станислава Ивановича Реутова, при сотрудничестве с НП «Лига медиаторов», проведен сенсус института медиации в регионе на предмет сотрудничества с медиаторами, заказа медиаций. Принципиальное согласие выразили отдельные представители муниципальных служб примирения (
И.Н. Степанова), профсоюзные и иные организации. Ежегодно студенты специальности социальная работа, проходят отдельные аспекты подготовки в области медиации и конструктивного урегулирования конфликтов в рамках дисциплин Семейное право (деловая игра по семейной медиации – С.И. Реутов, Ювенальная юстиция –
Л.А. Соболева, гражданским переговорам –
В.А. Леденцова).
На данном этапе основными направлениями деятельности по становлению Клиники являются подготовка клиницистов, формирование пакета соглашений о сотрудничестве, как с медиаторами, так и с учреждениями и организациями с потенциально конфликтной средой, сотрудничество и обмен опытом с медиативной клиникой СПбГУ.
Наличие заинтересованности и мотивированности студентов для работы в этой области; поддержка и развитие идеи со стороны администрации факультета, в лице
Сергея Георгиевича Михайлова, декана факультета, кандидата юридических наук, профессора; поддержка профессорско-преподавательского состава, как нашей кафедры (в данном случае – Станислава Ивановича Реутова, профессора кафедры социальной работы, кандидата юридических наук), так и в целом – факультета; заинтересованность руководителей различных ведомств и организаций и общий заказ на волонтерские медиации в Пермском крае – все эти факторы обуславливают возможность положительных перспектив в существовании и деятельности Медиативной клиники при Юридическом факультете при условии решения ключевых проблем.
Леденцова Валерия Андреевна, ассистент кафедры социальной работы юридического факультета ПГНИУ, руководитель медиативной клиники юридического факультета ПГНИУ, ассистент кафедры практической психологии ПГПУ, младший научный сотрудник ПГПУ.
Источник:
Материалы научно-практической конференции «Медиация как культура согласия и ресурс развития регионов России» 27-28 марта 2012 года
Материалы по теме