Особое место в системе правоохранительных органов России занимает пенитенциарная система, которая вместе с правоохранительными функциями наблюдает за исполнением уголовного наказания, то есть реализует задачи воспитания осужденных, улучшения условия их содержания, вещевого и пищевого обеспечения и т. д.
Но ежедневно выявляются недостатки в организации исполнения наказания. Они существенно влияют на деятельность уголовно-исполнительной системы.
Устранить проблемы быстро нельзя. Для этого требуется время, достаточный объем бюджетных ассигнований, проведение организационно-правовых мероприятий, также введение новых правовых норм.
Преобразования стараются осуществлять на принципах: гуманизма, демократизма, расширения перечня прав осужденных и лиц, заключенных под стражу, международного сотрудничества. Я считаю, в этом отношении более зрелый и осмотрительный подход присутствует в содержании «Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», в котором сформулированы основные цели и задачи уголовно-исполнительной системы и предполагается внедрение в практику соответствующих инноваций, нововведений.
Концепция предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования уголовно-исполнительной системы, ее взаимодействие с государственными органами, что призвано обеспечивать функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.
Концепция – это знания, которые систематизированы и содержат элементы новизны. Систематизирующим фактором являются цели проведенных ныне изменений, которые не удовлетворили должны способствовать достижению существующих задач. То есть в концепции мы можем найти все миссии, задачи и цели уголовно-исполнительной системы нашего времени.
К основным целям концепции относят:
- повышение уровня работы органов и учреждений, исполняющих наказание, до европейского уровня;
- развитие психологической постпенитенциарной помощи лицам, которые отбыли свое наказание в местах лишения свободы;
- повышение гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, а также лиц, заключенных под стражу;
- осуществление преобразований по принципу гуманизма.
- Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
совершенствование уголовно-исполнительной системы;
изменение структуры уголовно-исполнительной системы, то есть создание новых видов учреждений;
- осуществление раздельного содержания осужденных, с учетом тяжести совершенного преступления;
- изменение принципа воспитания осужденного, усиление психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе после отбывания срока в местах лишения свободы;
организация образовательного процесса и трудовой занятости осужденного в местах лишения свободы нового образца;
усиление и модернизация системы охраны в исправительных учреждениях, следственных изоляторов и органах, исполняющих наказание;
увеличение иных мер применения наказания, которые не будут связаны с лишением свободы;
гарантия социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы;
- внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний;
- развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.
Но при рассмотрении решений в Концепции у меня возникли некоторые сомнения. Согласно Концепции, изменить структуру УИС – основная задача на ближайшие годы. Сюда входит изменение принципа организации мест лишения свободы, то есть создание тюрем общего, усиленного и особого режимов и колоний-поселений с обычным и усиленным наблюдением. Но при этом в плане содержится цель сохранить лечебно-исправительные учреждения. И все это хотят сделать по моделям европейских государств. Так же предусматривается, что отбывание наказания будет осуществлено раздельно, в зависимости от тяжести преступления. Я считаю, что для создания таких учреждений, потребуется значительные материальные средства. Так как при строительстве тюремных помещений, в связи со стандартами Европы, понадобиться дополнительная инфраструктура и многократное увеличение сотрудников системы ФСИН. Если учитывать, что расходы на эти цели будут осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, то это означает, что необходимые средства не запланированы в бюджете, не будет ясных цифр и их необходимо будет на каждый год истребовать из бюджета. Как нам известно, в планы нашей страны входит проведение разных мероприятий масштабного характера, таких как: зимние Олимпийские игры в 2014 году, Чемпионат Мира по футболу, развитие экономики и модернизация политики и т. д.
Но только материальные предположения вызывают у меня сомнения. Если осужденные будут отбывать свой срок в камерах отдельно друг от друга, то это даст положительный результат и будет являться стимулом для развития пенитенциарной системы в целом и осуществления целей педагогической направленности при работе с осужденными в частности. Совместное содержание осужденных ведет к общему ухудшению условий их содержания, нарушению предусмотренных законом прав и интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, увеличивает нагрузку на работников уголовно-исполнительной системы, создает конфликтные ситуации.
Я положительно рассматриваю развитие психологической и постпенитенциарной помощи лицам, которые отбыли свое наказание в местах лишения свободы, потому что, согласно статистике, уровень совершения рецидива находится в динамическом дисбалансе.
Осуществление преобразований по принципу гуманизма предполагает решение многих задач, связанных с гуманизацией условий отбывания наказания, расширением правового статуса осужденных и обеспечение гарантий. Я считаю, что реабилитация осужденного должна начинаться с того самого момента, когда он оказался в местах лишения свободы, а постпенитенциарная помощь, на мой взгляд, должна представлять собой следующий этап реабилитации. Поэтому учреждения, исполняющие наказания, должны рассматриваться как центры социальной реабилитации осужденных лиц, где трудятся не только сотрудники ФСИН, но и представители служб социальной защиты, здравоохранения, образования и других ведомств.
Еще одна цель изменений пенитенциарной системы – это организация образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в местах лишения свободы нового образца. Я считаю, что имея профильное образование, после отбытия срока, они смогут найти работу, что послужит дополнительной помощью в подготовке осужденного к жизни в обществе после отбывания срока в местах лишения свободы.
Все обозначенные цели должны в конечном итоге явиться положительным результатом и преобразить всю пенитенциарную систему, но не стоит забывать, что решение всех существующих проблем невозможно при единственно формальном подходе. Для того, чтобы поставленные цели реформирования уголовно-исполнительной были достигнуты, сотрудникам должна быть присуща высокая нравственностью, а также культура поведения при работе с осужденными.
На мой взгляд, воплощение этих планов в жизнь способствовало бы более эффективной работе системы исполнения наказания. Поэтому нужно добиться вместе того, чтобы наша российская пенитенциарная система имела итогом своего развития и изменения только позитивные последствия в будущем. Безусловно, нововведения в УИС современной России займет особое место в истории развития отечественной пенитенциарной системы.
Айгуль Галиева, курсант Самарского Юридического института ФСИН России, город Самара, Россия
Источник:
ПИФСИН
Материалы по теме