Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище. Обеспечение детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями, а также проведение мероприятий по обеспечению сохранности закрепленных за детьми помещений является одним из механизмов поддержки семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Об остроте этой социальной проблемы в крае свидетельствует не только количество поступающих в прокуратуру края обращений о нарушенных правах, а их за 2016 год и неполные четыре месяца 2017 года поступило 130, но и число систематически выявляемых органами прокуратуры нарушений при исполнении органами власти края Федерального закона от 21.12.1996 № 159‑ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — ФЗ № 159) в части реализации права на однократное получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда. За два последних года горрайпрокурорами в указанной сфере выявлено почти две тысячи нарушений закона, опротестован 21 незаконный правовой акт, по 64 внесенным представлениям к дисциплинарной ответственности привлечено 49 лиц, три материала проверки направлено в следственные органы с целью уголовного преследования виновных лиц, по двум из них возбуждены уголовные дела. В судебном порядке прокурорами защищены права 1 300 детей-сирот. Взята под контроль и дальнейшая судьба принятых в их пользу судебных решений. В текущем году нашла положительный отклик у региональных властей инициатива прокурора края о необходимости увеличения бюджетных ассигнований, и в краевом бюджете на текущий и последующие годы предусмотрено их увеличение на 450 млн. рублей. Одной из причин нарушения прав граждан является ненадлежащий контроль за сохранностью и управлением жилыми помещениями, имеющимися у детей-сирот, обоснованности включения (исключения) сирот из списка нуждающихся в жилье. Повсеместно допускаются нарушения со стороны территориальных органов опеки и попечительства по своевременному включению в списки нуждающихся в жилье. Прокуроры Ильинского, Карагайского, Осинского районов установили, что на учет нуждающихся в жилье не было поставлено 26 детей, достигших возраста 14 лет. В Кизеле, Чусовом, Карагайском и Чердынском районах за несовершеннолетними незаконно закреплялось жилье опекунов или лиц, не являющихся родителями опекаемых. Ненадлежащим образом осуществляется контроль за сохранностью закрепленного за несовершеннолетними муниципального жилья, в том числе находящегося в других субъектах Российской Федерации. Бездействие наймодателя, при необходимости проведения ремонта в таком жилье, выявлено прокурорами в деятельности органов опеки и попечительства Березников, Александровска, Кишертского, Нытвенского, Косинского, Кочевского, Красновишерского и Частинского районов. Так, в Бардымском районе из-за непринятия мер к сохранности закрепленного за Х. жилого дома, он признан непригодным для проживания. Аналогичные примеры характерны для многих территорий края. Прокурорами Юсьвинского и Осинского, Кочевского районов выявлены факты непринятия мер по регистрации права собственности на квартиры, приобретенные за счет средств материнского капитала, а также перешедшие ребенку в порядке наследования. Не исключены факты закрепления за детьми-сиротами квартир, которые признаны непригодными для проживания (Кизел, Коческий район). По всем выявленным прокурорами нарушениям приняты меры прокурорского реагирования, направленные на восстановление прав граждан, решение проблем взаимодействия различных органов в указанной сфере. Актуальной остается и проблема освоения бюджетных средств для приобретения и строительство жилья, его качества. В 2015–2017 годах на территории края для детей-сирот построено 1 628 квартир, в специализированный жилищный фонд включено 1 859 (с учетом прошлых лет), ряд из них с грубыми нарушениями требований закона, в связи с чем по требованиям прокуроров Краснокамска, Карагайского, Очерского, Чернушинского районов принимались активные меры к понуждению застройщиков устранить нарушения закона, допущенные при строительстве жилья, привести их в соответствие требованиям к качеству и безопасности. В целях исключения перечисленных нарушений закона, по предложению прокуратуры края в порядке ст. 9 Закона о прокуратуре в РФ, краевым Правительством разработан и принят закон о передаче государственных полномочий в сфере обеспечения жильем детей-сирот и лиц из их числа, муниципальным образованиям, что позволит, по нашему мнению, усилить контроль не только за соблюдением прав названной категории лиц, но и за качеством строительства специализированного жилищного фонда, а также обеспечить его приобретение во всех территориях края. Надзор за соблюдением прав жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа будет продолжен. Ольга Шелунцова, прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних прокуратуры Пермского края Материалы по теме