Правовой нигилизм - отрицание социальной ценности права; осознанное игнорирование требований закона, игнорирование требований уважения и соблюдения права.
Различают следующие формы существования правового нигилизма:
- Активный правовой нигилизм (преднамеренное нарушение действующих законов). Исходя из экономики преступления он может быть вызван недостаточной профилактикой преступлений, неопределенностью составов противоправных деяний. Кроме того, он может быть вызван недостаточной или затруднительной к применению регламентацией процедур, противоречием между требованиями сложившихся общественных отношений и действующими правовыми нормами. На практике формирование активного правового нигилизма вызвано наблюдением правонарушения при одновременном отсутствии адекватного наказания.
- Пассивный правовой нигилизм. Характеризуется юридической неграмотностью населения, повсеместным обыденным пренебрежением к праву и является показателем социокультурного развития общества.
Девальвация ценности правовых норм наступает при отсутствии возможности удовлетворительного регулирования сложившихся общественных отношений действующим законодательством.
В аспекте защиты прав человека существование правового нигилизма имеет ключевое значение, поскольку нарушения прав человека являются основным источником и формой выражения правового нигилизма. Слабая правовая защищенность личности подрывает веру в закон, в способность государства обеспечить порядок и спокойствие в обществе, оградить людей от преступных посягательств. Бессилие же права не может породить позитивное отношение к нему, а вызывает лишь недовольство и умышленное игнорирование правовых норм.
Ущерб правосубъектности гражданина может быть нанесен как вследствие непонимания им своих прав, так и по причине намеренного препятствования их реализации со стороны третьих лиц.
Осознанной реализации гражданских прав также может препятствовать чрезмерная вариативность правоприменительной практики в случаях, когда реализация права попадает в зависимость от усмотрения должностных лиц и иных субъективных обстоятельств. Данная ситуация влечет за собой потерю уверенности лица в полноте своей правоспособности, в возможности равной степени реализации прав различными субъектами. Отсюда проистекает осознанное отрицание необходимости повышения своей правовой культуры и использования действующих правовых норм для регулирования отношений, субъектом которых является данное лицо.
Вместе с тем низкая степень правовой грамотности населения и уверенности в гарантиях реализации своих гражданских прав может стать причиной необоснованного препятствования в процессе их реализации со стороны других субъектов правоотношений, в первую очередь должностных и юридических лиц, приводя в конечном счете к возникновению коррупциогенных ситуаций.
Уровень правового нигилизма в нашей стране всегда был достаточно высоким. В своем выступлении 22 января 2008 г. на II Гражданском форуме в Москве первый вице-премьер Дмитрий Медведев заявил: «Россия - страна правового нигилизма, таким уровнем пренебрежения к праву не может похвастаться ни одна европейская страна».
Следовательно, преодоление правового нигилизма должно стать неотъемлемой частью государственной политики, поскольку при высоком уровне правовой культуры и позитивном общественном правосознании значительно снижается число предпосылок для проявления коррупции, количество фактов нарушения прав человека и повышается качество, структурированность и упорядоченность общественных отношений.
При определении факторов, влекущих снижение уровня правового нигилизма, необходимо ориентироваться на субъекты, так или иначе ему подверженные.
В первую очередь необходимо формирование правовой культуры широких слоев общества, приобщение к пониманию структуры права в государстве, общих закономерностей правоотношений, в том числе через доступные и понятные широкому кругу источники информации.
К характерным инструментам формирования правовой культуры можно отнести:
- Правовое просвещение, закрепленное в образовательных программах, формирование понимания механизмов действия права в сферах, характерных для образовательных процессов, в молодежной политике государства, а также разъяснение общих принципов реализации прав в дальнейшей жизни индивидуума.
- Бесплатная правовая помощь социально не защищенным группам населения (несовершеннолетним, малоимущим, инвалидам) – в этом случае правовая помощь должна быть направлена на формирование положительной правоприменительной практики в решении специальных вопросов данных социальных групп.
- Правовое просвещение через правовую информатизацию – предоставление информации об НПА органов государственной власти и органов местного самоуправления в доступных для широкого круга населения формах. Задача правовой информатизации возложена в том числе на Минюст России в соответствии с пунктом 44 Указа Президента РФ от 13.10.2004 № 1313[1], в соответствии с которым Минюст России участвует в работе по созданию и ведению специализированных баз данных правовой информации в соответствии с единой технической политикой в сфере правовой информатизации России. Кроме того, государственную политику в области правовой информатизации осуществляет ФСО в соответствии с п. 9 Указа Президента РФ от 07.08.2004 № 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации».[2]
- Формирование единого правового пространства в целях устранения коллизий федерального, регионального и муниципального законодательства, поскольку разночтения в нормативных правовых актах в области регулирования одних и тех же правоотношений ведут к неопределенности в реализации права, что также подрывает веру в него. Формирование единого правового пространства также возложено на Минюст России, в задачи которого входит проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов органов власти субъектов РФ, уставов муниципальных образований, а также формирование соответствующих банков данных на электронных и бумажных носителях. [3] Информация, аккумулируемая Минюстом, доступна на интернет-портале «Нормативные правовые акты РФ».
- Одной из наиболее важных задач на пути преодоления правового нигилизма является приведение действующего законодательства в соответствие с потребностями общества. Эта задача, безусловно, должна решаться при условии прозрачности правотворческого процесса для заинтересованных групп населения и его интерактивности, т.е. наличия качественной обратной связи между органом правотворчества и обществом.
- Для качественной реализации правовых норм необходим также инструмент, позволяющий обеспечить прозрачность их реализации, – контроль со стороны общества. Общественный контроль также позволяет своевременно выявлять пробелы и недостатки в содержании правовых норм.
Учитывая тот факт, что отношение к праву поддается корректировке в положительную сторону, возродить и утвердить веру людей в него представляется возможным. Однако для этого необходима системная и комплексная реализация указанных мер, поскольку существует целый ряд негативных факторов, предшествующих формированию явления правового нигилизма.
В настоящее время в целях преодоления такого явления, как правовой нигилизм, приняты Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом России от 28.04.2011 № Пр-1168
[4] (далее - Основы).
Основы устанавливают принципы, цели и основные направления государственной политики в указанной сфере.
Ключевые направления государственной политики заключаются в том числе в правовом просвещении и правовом информировании граждан, развитии правового образования и воспитании подрастающего поколения, а также в создании условий для формирования позитивного правосознания. Кроме того, в Основах установлен комплекс мер в области совершенствования законодательства и правоприменения, повышения правовой культуры государственных служащих, в области образования и подготовки юридических кадров, культуры, массовой информации, а также поддержки институтов гражданского общества.
Одним из механизмов формирования позитивного отношения к праву является оказание квалифицированной юридической помощи, в том числе на бесплатной основе. В связи с этим Основами предусмотрено такое направление государственной политики, как создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.
В соответствии с указанным направлением принят Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее - Закон)
[5], устанавливающий основные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.
Особое внимание в Законе уделяется вопросу правового информирования и правового просвещения населения: статья 28 обязывает государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления размещать в доступных для граждан местах, в том числе в сети Интернет и средствах массовой информации, наиболее востребованные гражданами сведения - о порядке и случаях оказания бесплатной юридической помощи, правилах оказания государственных и муниципальных услуг и иные.
Учитывая, что Основы предполагают значительное количество мер, направленных в том числе на устранение правого нигилизма, следует ожидать, что в перспективе нормативное регулирование данного процесса будет достаточным для системной профилактики и устранения этого явления в целом.
Этому может способствовать и повышение эффективности применения правовых норм путем совершенствования механизмов исполнительной и судебной власти, а концептуальное закрепление в Основах принципа государственно-частного партнерства позволит вывести процесс на принципиально новый уровень, обеспечив проникновение задачи формирования позитивного правосознания в сферу устоявшихся общественных интересов.
Список литературы:
- Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации».
- Указ Президента РФ от 07.08.2004 № 1013 «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации».
- Указ Президента РФ от 10.08.2000 № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации».
- Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утверждены Президентом России 28.04.2011 № Пр-1168).
- Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Ситников Г.В.
Источник: Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю
Материалы по теме