В том числе при осуществлении проверок контролирующими органами, предоставлении государственных и муниципальных услуг. Прокуратурой Пермского края обобщена практика исполнения в 2011 – 2013 г.г. законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей, в том числе при осуществлении проверок контролирующими органами, предоставлении государственных и муниципальных услуг. Начиная с 2009 г. данное направление надзора является одним из приоритетных в деятельности органов прокуратуры края. В ходе прокурорских проверок выявлялись правовые акты, противоречащие федеральному законодательству в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, устанавливающие необоснованные процедуры и запреты, ограничение конкуренции, истребование излишних документов, не предусмотренные сборы и платежи, а также правовые акты, содержащие обременительные, неопределенные или трудновыполнимые требования к субъектам предпринимательской деятельности, и тем самым создающие дополнительные административные барьеры. Анализ прокурорской практики показывает, что наделение органов власти не предусмотренными законом функциями, в большей степени касается вопросов осуществления контроля. В частности, прокуроры путем опротестования добивались отмены незаконных правовых актов, в которых были закреплены полномочия органов местного самоуправления поселений по осуществлению не предусмотренных федеральным законодательством видов муниципального контроля (например, в сфере благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе за соблюдением: правил организации благоустройства, порядка организации автостоянок, правил освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов, правил организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; по осуществлению муниципального контроля в сфере потребительского рынка). Имеют место и единичные случаи создания вопреки законодательству преференций для отдельных субъектов предпринимательства. Как правило, подобные преимущества устанавливаются при издании нормативных правовых актов. Всего за анализируемый период времени органами прокуратуры края в указанной сфере опротестовано 748 незаконных нормативных правовых актов, 580 из которых удовлетворено, предъявлено в суд 189 исков, 96 из них удовлетворено, остальные находятся в стадии рассмотрения. После вмешательства прокуратуры края пресечены факты предоставления государственной услуги по согласованию и утверждению открытия новых краевых автобусных маршрутов, утверждению паспортов действующих краевых и межмуниципальных автобусных маршрутов (полномочия по предоставлению услуги закреплены за Министерством транспорта края) не полномочным исполнительным государственным органом региона - Министерством градостроительства и развития инфраструктуры Пермского края, прекращена незаконная практика предоставления государственной услуги по выдаче специального разрешения на передвижение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов, не уполномоченными лицами – специалистами подведомственного Министерству бюджетного учреждения - ГКБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта Пермского края». Также пресечена незаконная практика предоставления Министерством государственной услуги по выдаче специального разрешения на передвижение транспортных средств с опасным грузом в отсутствие утвержденного административного регламента. В 36 муниципальных образованиях Пермского края созданы и функционируют муниципальные фонды поддержки предпринимательства. Ими субъектам малого и среднего предпринимательства оказывается финансовая поддержка в виде предоставления субсидий и микрозаймов. В целом указанными организациями требования федерального и краевого законодательства исполняются. Вместе с тем горрайпрокурорами выявляются отдельные факты нарушений законодательства при расходовании бюджетных средств, предназначенных для финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, прокурором Ординского района 10.08.2011 в СО МО МВД России «Суксунский» (с дислокацией в с.Орда) направлено постановление в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ и проверочный материал для решения вопроса об уголовном преследовании директора муниципального фонда поддержки малого предпринимательства Ординского района, умышленно с 2008 г. необоснованно принимавшей решения о перечислении денежных средств названного фонда, а так же путем выдачи денежных средств из кассы Фонда в СПКК «Удача» (в котором являлась председателем) не имея на это решения правления и без согласования с попечительским советом Фонда, в результате чего муниципальному образованию «Ординский район» был причинен ущерб в размере 2,3 млн. руб. Уголовное дело было возбуждено и расследовано. Приговором Ординского районного суда от 14.03.2013 г. виновное лицо привлечено к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 201 УК РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 180 тыс. руб. Прокурорами регулярно проводятся проверки контрольно-надзорных органов в части соблюдения требований Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 №294-ФЗ (далее - Закон №294-ФЗ) при осуществлении проверок хозяйствующих субъектов. В 2011–2013 г.г. прокуратурой края и горрайпрокурорами выявлялись случаи проведения внеплановых выездных проверок хозяйствующих субъектов без согласования с органами прокуратуры, а также в отсутствие законных оснований, что является грубым нарушением законодательства и влечет недействительность результатов проверок. При проведении органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора) проверочных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами прокуратуры нередко выявлялись нарушения порядка их организации и проведения. По прежнему распространенными остаются нарушения при издании распоряжений о проведении проверок хозяйствующих субъектов, оформлении актов проверки (данные документы не соответствуют типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141). В анализируемый период в ряде случаев не исполнялись требования, установленные ч. 12 ст. 9 Закона № 294-ФЗ о порядке уведомления о проведении плановой проверки. В ходе проведения органами прокуратуры Пермского края проверок деятельности контрольно-надзорных органов выявлялись нарушения установленных ст. 15 Закона №294-ФЗ ограничений при проведении проверки, а именно, запрещающих проводить выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя. По прежнему распространенными остаются нарушения порядка оформления результатов проверки, ознакомления с ее результатами, направления актов проверок предпринимателям, в отношении которых такие проверки проведены. По всем вышеперечисленным нарушениям требований Закона № 294-ФЗ органами прокуратуры приняты исчерпывающие меры реагирования. Подводя итоги, следует отметить, что в связи с выявленными нарушениями в данной сфере за указанный период органами прокуратуры края внесено более 700 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 438 виновных должностных лиц, 65 субъектов правонарушений привлечено к административной ответственности, еще 15 предостережено о недопустимости нарушения закона. Оксана Третьякова, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав предпринимателей прокуратуры Пермского края, юрист 1 класса Источник: Прокуратура Пермского края Материалы по теме