Длительное время Российская Федерация является участником международного трудового обмена. Количество иностранных работников, привлекаемых работодателями в целях трудовой деятельности, в Пермском крае велико. Базовым документом, регламентирующим вопросы организации занятости иностранцев, является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предоставляющий этим гражданам право свободно распоряжаться своей способностью к труду на территории России, заниматься трудовой деятельностью, выбирая ее юридическое оформление: заключать трудовой договор либо работать по гражданско-правовому договору. Органами прокуратуры Пермского края на постоянной основе осуществляется надзор в сфере соблюдения миграционного законодательства, в том числе законодательства о правовом положении иностранных граждан. В ходе прокурорских проверок продолжают вскрываться нарушения законодательства о порядке привлечения иностранной рабочей силы, факты несоблюдения трудовых прав иностранных работников. Так, работодатели, получившие разрешение на привлечение и использование иностранных работников и заключившие с последними трудовые или гражданско-правовые договоры на выполнение работ (оказание услуг), не всегда направляют в органы занятости населения сведения о привлечении иностранных работников к трудовой деятельности и заключении с ними названных договоров; налоговые органы о данных фактах также не уведомляются. Пользуясь бесправным положением мигрантов, работодатели повсеместно грубо нарушают права иностранных работников при осуществлении ими трудовой деятельности. Такие нарушения обусловлены стремлением хозяйствующих субъектов получать максимальную прибыль за счет ущемления трудовых прав иностранных работников, защита которых затруднена в связи с зависимостью от работодателей, незнанием норм трудового законодательства. Так, вопреки требованиям ст. 57 ТК РФ в трудовых договорах с иностранными работниками не указываются такие существенные условия, как конкретные трудовые функции работников, права и обязанности сторон, характеристика условий труда, компенсации и льготы работникам,режим труда и отдыха, виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью. Работодателями необоснованно заключаются срочные трудовые договоры. При этом копии трудовых договоров работникам не всегда выдаются, трудовые книжки также не заводятся. В целях устранения выявленных нарушений прокурорами принимаются меры прокурорского реагирования. Так, прокуратурой г. Губахи направлено в суд 3 исковых заявления о возложении на работодателей обязанности привести трудовые договоры, заключенные с иностранными работниками, в соответствие с требованиями Трудового кодекса РФ. Прокуратурой Чернушинского района выявлены нарушения законодательства о правовом положении иностранных граждан ООО «Мир Окон», которое в нарушение требований законодательства заключило письменные трудовые договоры не со всеми иностранными работниками, осуществляющими трудовую деятельность на предприятии. Приказы о приеме на работу некоторых работников не издавались, а изданные не соответствовали действующему законодательству. В заключенных трудовых договорах работодателем не определены все условия оплаты труда: не предусмотрена надбавка за работу в местностях с особыми климатическими условиями, размер заработной платы работников ниже установленного МРОТ. Прокуратурой Свердловского района г. Перми защищены права иностранных работников, с которыми предприниматель (ИП Кузяева О.Р.) не оформил трудовые отношения в установленном законом порядке. Работодатель за допущенные нарушения привлечен к административной ответственности. Результаты проведенных прокурорами надзорных проверок свидетельствуют о том, что работодателями не всегда проводится в необходимых случаях обучение технике безопасности и охране труда, не обеспечиваются условия, гарантирующие безопасность труда, что влечет за собой производственный травматизм. В целях защиты права иностранных работников на безопасные условия труда прокурор Большесосновского района обратился в суд с заявлением о необходимости обязать ИП Сулебанова Т.М., ИП Смирнова А.М. провести аттестацию рабочих мест в производственных помещениях. Регулярно прокурорами вскрываются факты проживания работников на строительных объектах, в подсобных и иных нежилых помещениях по месту работы, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим правилам и требованиям пожарной безопасности. Такие факты установлены прокуратурами Верещагинского,Кизеловского, Кочевского, Сивинского районов, Кудымкарской городской прокуратурой. В ходе проверки, проведенной прокуратурой Верещагинского района, установлено, что жилищно-бытовые условия проживания граждан, принятых на работу ООО «Уральская лесная компания», не отвечают требованиям законодательства. Несмотря на это, организацией направлена заявка на предоставление квот на трудоустройство 90 иностранных граждан в 2013 году. В 2011 году ООО «Уральская лесная компания» подало в Агентство по занятости населения края заявку, содержащую недостоверные сведения о предоставлении иностранным гражданам жилья в населенном пункте по месту их трудоустройства, поскольку общество не имеет в законном пользовании или владении жилых помещений, в которых могут проживать иностранные граждане. В ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г. Перми в 2012 году проверки установлено, что иностранные работники, привлеченные по квоте ООО «БС-Лайн» и ООО «Бонус Густус» к осуществлению трудовой деятельности, фактически выполняют работы и оказывают услуги в других организациях, в связи с чем прокуратурой района 25.04.2012 начальнику Управления Федеральной миграционной службы России по Пермскому краю направлены материалы проверки для рассмотрения вопроса об уменьшении объема привлечения иностранных работников либо отклонения заявки указанных организаций о привлечении к труду иностранных граждан. В качестве примера наиболее существенного нарушения прав иностранных работников и их восстановления посредством применения мер прокурорского реагирования можно привести неисполнение работодателями обязанности по содействию выезду иностранного гражданина за пределы Российской Федерации после прекращения трудовых отношений. Такие нарушения выявлены прокурорамиГорнозаводского и Нытвенского районов, в связи с чем соответствующим работодателям внесены представления об устранении нарушений закона. По результатам рассмотрения представлений работодателями выделены необходимые денежные средства для выезда иностранцев из Российской Федерации. В то же время выявляются факты, когда иностранными гражданами и лицами без гражданства допускаются нарушения порядка пребывания в Российской Федерации: отсутствует или просрочена регистрация по месту пребывания, разрешения на работу, медицинские заключения. Прокуратурой Нытвенского района по результатам проверки исполнения миграционного законодательства на предприятиях района в связи с нарушениями требований Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» - за осуществление трудовой деятельности без заключения трудового договора, без разрешения на работу - привлечены к административной ответственности по ст. 18.10 КоАП РФ в виде штрафа граждане республики Узбекистан. Работодателю - ИП Сальниковой Л.П. - прокурором района внесено представление, по результатам рассмотрения которого виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.
Прокуратурой Ленинского района г. Перми при проведении проверки исполнения миграционного законодательства выявлены факты использования поддельной миграционной карты.
По результатам проверки прокурором района в УВД по г. Перми направлены материалы для решения вопроса об уголовном преследовании по ч. 3 ст. 327 УК РФ. По данным материалам возбуждено 5 уголовных дел в отношении иностранных граждан по факту использования заведомо подложных миграционных карт. В настоящее время уголовные дела рассмотрены, лица признаны виновными в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 327 УК РФ, им назначено наказание в виде штрафов в размере от 2500 руб. до 5000 руб.
Материалы прокурорского надзора свидетельствуют о том, что нарушения законодательства допускаются и в подразделениях ФМС России, а также в иных контролирующих органах. Так, прокуратурой края проведена проверка по обращению Бадаляна А.А. о неправомерном отказе УФМС России по Пермскому краю в выдаче разрешения на временное проживание, в ходе которой вывод УФМС России по Пермскому краю о сообщении заявителем заведомо ложных сведений, а также о наличии у него судимости за совершение тяжкого преступления не подтвердился, в связи с чем отказ в выдаче Бадаляну А.А. разрешения на временное проживание в Российской Федерации противоречил требованиям п.п. 1, 3 ст. 7 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». По итогам проверки прокуратурой края начальнику УФМС России по Пермскому краю 06.06.2011 внесено представление, по результатам рассмотрения которого приняты меры по устранению нарушений правового положения иностранных граждан и восстановлению прав заявителя. В течение 2011 года прокурорами выявлено 449 нарушений законодательства о миграции. В целях устранения выявленных нарушений вынесено 25 протестов, все протесты признаны обоснованными и удовлетворены. Внесено 74 представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 53 должностных лица. К административной ответственности по постановлениям прокуроров привлечено 56 лиц, по 7 материалам, направленным прокурором в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, возбуждено 6 уголовных дел. Нарушения в указанной сфере выявлялись прокурорами как в ходе проведения плановых проверок, так и в ходе рассмотрения обращений граждан. В связи с выявлением системных нарушений и в целях обеспечения эффективности надзора за исполнением миграционного законодательства в декабре 2011 года в УФМС России по Пермскому краю прокуратурой края проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения в сфере законодательства об административных правонарушениях, начальнику УФМС России по Пермскому краю внесено представление, которое удовлетворено. В мае 2012 года прокуратурой края проведена проверка исполнения законодательства о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, в ходе которой в деятельности УФМС РФ по Пермскому краю выявлены нарушения Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», Закона Пермского края от 27.12.2004 № 1957-424 «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур Пермского края», Приказа ФМС РФ от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации», Административного регламента, утверждённого Приказом ФМС РФ № 1, Минздравсоцразвития РФ № 4, Минтранса РФ № 1, Госкомрыболовства РФ № 2 от 11.01.2008. По результатам данной проверки начальнику УФМС России по Пермскому краю внесено представление. Также в ходе прокурорских проверок выявлены нарушения в деятельности территориальных подразделений ФМС РФ по Пермскому краю (Усольского, Ординского, Юсьвинского муниципальных районов, г. Александровска, а также Орджоникидзевского, Мотовилихинского, Кировского районов города Перми), по результатам проверок приняты меры прокурорского реагирования. Прокуратурой Чердынского района выявлены нарушения требований миграционного законодательства в деятельности участковых уполномоченных полиции, выраженные в отсутствии учета постоянно проживающих на территории района иностранных граждан, нерегулярном проведении проверок по месту их жительства. По результатам проверки внесено представление. Кроме того, проведенными проверками установлено, что работодателями не исполняются требования подпункта «г» п. 3 Положения о порядке представления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.03.2003 № 167, согласно которому приглашающая сторона принимает на себя обязательства жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом государственной власти соответствующего субъекта РФ. Предоставленные помещения не отвечают санитарно-бытовым требованиям, а также требованиям пожарной безопасности. По результатам проверок прокурорами Чайковского, Кировского районов, г.Кудымкара работодателям внесены представления, вынесены постановления о привлечении их к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и ст. 6.4 КоАП РФ. Прокуратурой Свердловского района г. Перми совместно с инспектором ОУФМС России по Пермскому краю проведена проверка соблюдения миграционного законодательства в сфере трудовой занятости иностранных граждан. В ходе проведенной проверки установлено, что в ремонтной автомастерской фактически осуществляют трудовую деятельность граждане Таджикистана, которые не имеют разрешения на работу, трудовые договоры с ними не заключены. Отделом УФМС России по Пермскому краю в Свердловском районе г. Перми иностранные граждане привлечены к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.10 КоАП РФ, то есть за осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу. Им назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей каждому. В связи с допущенными нарушениями положений Трудового кодекса РФ прокуратурой района работодателю внесено представление об устранении нарушений трудового и миграционного законодательства, кроме того, в настоящее время решается вопрос о привлечении ИП к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Аналогичные нарушения выявлены прокуратурой Дзержинского района г. Перми, Чайковской городской прокуратурой. В ходе проведения проверки законности принятых решений по административным делам установлено, что сотрудниками УФМС России по Пермскому краю в г. Добрянке выносятся постановления о привлечении к административной ответственности иностранных граждан с нарушением административного законодательства. По результатам проверки незаконное постановление опротестовано. Добрянским районным судом протест прокурора удовлетворен, незаконное постановление отменено, административный материал направлен на новое рассмотрение. Г.Т. Баландина, старший прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Прокуратуры Пермского края, младший советник юстиции Ю.В. Михайлова, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан Прокуратуры Пермского края, юрист 1-го класса Источник: Прокуратура Пермского края Материалы по теме