В соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из принципов противодействия коррупции в Российской Федерации является неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Согласно статье 13 названного закона граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть в соответствии с законодательством Российской Федерации лишено права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы. Прежде чем вести речь о мерах ответственности, установленных законодателем за совершение таких правонарушений, целесообразно уделить внимание трактовке понятия «коррупционное правонарушение». Необходимо отметить, что в законе такое понятие не закреплено, однако, исходя из приведенного в статье 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» определения коррупции, под коррупционным правонарушением следует понимать незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды для себя или для третьих лиц. Под выгодой законодатель понимает деньги, ценности, иное имущество или услуги имущественного характера, иные имущественные права. Правонарушения можно подразделить на ряд видов: преступления (уголовные правонарушения), административные правонарушения, гражданско-правовые и дисциплинарные проступки. Начнем с уголовных правонарушений коррупционной направленности. Основные составы коррупционных преступлений можно выделить из определения понятия коррупции, содержащегося в статье 1 Федерального закона «О противодействии коррупции»:
16 февраля 2012 года следственным комитетом по материалам прокурорской проверки в отношении главы администрации Фокинского сельского поселения Чайковского муниципального района Ф. возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ.
Установлено, что 30 ноября 2010 года между администрацией Фокинского сельского поселения и обществом с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Новый дом» (далее – ООО УК «Новый дом») заключен муниципальный контракт № 12 на выполнение работ по капитальному ремонту сетей водопровода в с. Фоки Чайковского района.
Директором ООО УК «Новый дом» являлся родной брат главы администрации Фокинского сельского поселения. 15 декабря 2010 года Ф. в интересах своего родного брата – директора коммерческой организации – внес в акт о приемке выполненных работ по указанному муниципальному контракту заведомо ложные сведения о выполнении работ, которые на самом деле не производились.
Уголовное дело в отношении Ф. было направлено в суд, который вынес обвинительный приговор и оштрафовал виновного на 50 тыс. рублей.
Всего в I квартале 2013 года прокурорами в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 37 УПК РФ направлено 17 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам совершения преступлений коррупционной направленности. По материалам прокурорских проверок возбуждено 14 уголовных дел (в аналогичном периоде прошлого года (АППГ) – 8 и 5). Перейдем к коррупционным административным правонарушениям. В соответствии со статьей 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Коррупционные административные правонарушения могут совершаться путем использования служебного положениям должностным лицом, государственным или муниципальным служащим, служащим коммерческой организации вопреки установленному порядку регулирования, а также через подкуп, незаконное вознаграждение, присвоение. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях содержится более 20 составов административных правонарушений коррупционного характера, среди которых можно выделить такие, как ст. 5.16 «Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах», ст. 5.45 «Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума», ст. 7.27 «Мелкое хищение» (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты), ст. 7.30 «Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков», ст. 14.9 «Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления», ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» и др. Кодексом также предусмотрена ответственность за нарушения норм, установленных для обеспечения режима законности в государственном и муниципальном управлении, а также в целях предупреждения коррупции. Нарушения этих норм создает предпосылки для уголовно наказуемых деяний. Так, статьей 19.29 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего). Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора предусмотрены статьей 12 Федерального закона «О противодействии коррупции». Частью 4 названной статьи установлена обязанность работодателя в десятидневный срок сообщать представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении с ним трудового или гражданско-правового договора. К примеру, прокуратурой края установлен факт нарушения указанного срока ООО «М.». Указанная коммерческая организация не сообщила представителю нанимателя (работодателю) о заключении трудового договора с З., ранее замещавшим должность заместителя председателя Правительства Пермского края. 1 августа 2012 года мировым судьей судебного участка № 24 Мотовилихинского района г. Перми ООО «М.» признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 19.29 КоАП РФ, на юридическое лицо наложен штраф в размере 100 тысяч рублей. В I квартале 2013 года по постановлениям прокуроров к административной ответственности за совершение коррупционных административных правонарушений привлечено 14 лиц (в I квартале 2012 года – 5, в 2012 году – 32). Гражданско-правовые проступки представляют собой причинение материального или морального ущерба посредством нарушения определенного правового установления или запрета, в результате чего возникает новое обязательственное правоотношение. Одним из ярких примеров такого вида ответственности является вступившее в 2013 году в законную силу решение Дзержинского районного суда г. Перми по иску прокурора края о взыскании в доход Пермского края денежных средств в сумме более 3 миллионов рублей с бывших сотрудников краевого государственного учреждения «Аналитический центр», осужденных в 2012 году за коррупционные преступления. Необходимо отметить еще один вид ответственности за коррупционные правонарушения – дисциплинарной. Дисциплинарные проступки при прохождении государственной (муниципальной) службы, как правило, связаны с нарушением государственными (муниципальными) служащими ограничений, запретов и обязанностей, установленных для них федеральным законодательством. Одна из таких обязанностей установлена статьей 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» и связана с представлением сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. В соответствии с требованиями названной статьи сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю):