Раздел V: «Уголовное право» При определении «лица, использующего своё служебное положение» возникают определённые трудности, поскольку уголовный закон не даёт определения понятий «службы», лица, использующего своё служебное положение – «служащего», и для разъяснения нам приходится обращаться не только к судебной практике, но и к другим отраслям российского права (в частности, к административному праву). В соответствии с лексическим толкованием «служба» означает «работа, занятие служащего, место его работы», а «служащий» – «работник, занятый интеллектуальным, нефизическим трудом в разных сферах деятельности: государственной, административной, хозяйственной и др.»1. Пленум Верховного Суда РФ в п. 11 постановления от 17.01.97. № 1 понимает «служебное положение» как «использование лицом своих властных или иных служебных полномочий, форменной одежды и атрибутики, служебных удостоверений или оружия, а равно сведений, которыми оно располагает в связи со своим служебным положением, при подготовке или совершении бандой нападения либо при финансировании её преступной деятельности, вооружении, материальном оснащении, подборе новых членов и т.п.»2. Анализируя толкования, данные выше, можно заключить, что, во-первых, служба не предполагает использование работником физического труда своего служебного положения в преступных целях, а во-вторых, – служба здесь понимается в широком смысле и не сводится только к государственной и муниципальной службе (это могут быть сотрудники частной охранной службы, служб безопасности финансовых организаций и т.д., т.е. негосударственная служба). Но в то же время в п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.99. № 1 говорится, что под осуществлением служебной деятельности понимаются «действия лица, входящие в круг его обязанностей, вытекающих из трудового договора (контракта) с государственными, муниципальными, частными и иными зарегистрированными в установленном порядке предприятиями и организациями независимо от формы собственности»3. В связи с этим Н. Егорова отмечает, что подобное толкование подразумевает «признание служащим любого работника, независимо от характера его деятельности»4. Это противоречит лексическому значению понятия «служащий», а также судебной практике по данному вопросу, которая не признаёт осуществление производственных функций в преступных целях в качестве использования лицом своего служебного положения. Проанализировав характер действий субъекта в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.97. № 1, можно сказать, что здесь речь идёт о нефизическом труде. Кроме того, выше было отмечено, что к ч. 3 ст. 209 УК РФ относятся государственные служащие. В соответствии со ст. 1 ФЗ от 27.05.2003 № 58-ФЗ под государственной службой понимается «профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий РФ, субъектов РФ, федеральных государственных органов, государственных органов субъектов, лиц, замещающих должности, установленные Конституцией РФ, ФЗ для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ»5. В соответствии с этим Б.В. Волженкин выделяет три категории должностей («А», «Б», «В»). Только должности категории «Б» и «В» являются должностями государственной службы. К должностям категории «А» относятся должности, установленные Конституцией РФ, ФЗ, конституциями (уставами) субъектов (в частности, Председатель Следственного Комитета РФ, судья федерального суда и др.). Должности категории «Б» учреждаются для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ (лица, обеспечивающие исполнение полномочий руководителя государственного органа). Должности категории «В» учреждаются государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий (руководители структурных подразделений, специалисты и др.). Кроме того, в государственном органе существуют должности, технически обеспечивающие его деятельность (связь, охрана). Данные лица не являются государственными служащими, но в то же время теоретически они могут использовать своё служебное положение в интересах банды6. Существуют разночтения в определении должностного лица в уголовном и административном праве. Под должностными лицами в административном праве понимаются только государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия7. В то же время в уголовно-правовой трактовке наблюдается совмещение государственной и негосударственной службы. Также присутствует несоответствие в трактовке представителя власти как должностного лица в уголовном праве: сюда относятся лица, осуществляющие законодательную, исполнительную и судебную власть (т.е. занимающие должности РФ и субъектов РФ). Они не являются государственными служащими в административным правом. Литература: 1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2003. С. 732. 2. О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.01.97. № 1 // БВС РФ. 1997. № 3. 3. О судебной практике по делам об убийстве: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.99 №1 // БВС РФ. 1999. № 3. 4. Егорова Н. Служащий как специальный субъект преступления в уголовном праве России // Уголовное право. 2004, № 2. С.26. 5. СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063. 6. См.: Волженкин Б.В. Служебные преступления. М.: «Юрист», 2000. С. 67-71. 7. См.: Административное право России / под ред. Алехина А.П., Кармолицкого А.А. М.: «Зерцало-М», 2010. С. 195. © Канаева К.С., 2012 Канаева К.С., студентка, научный руководитель: к.ю.н., профессор Лебедев А.Н., Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме