В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на:
- судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов в Российской Федерации;
- судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов, вступившие в законную силу на территории Российской Федерации.
Несмотря на то, что специализация судебных приставов в силу законодательных предписаний является общеобязательной для всех структурных подразделений ФССП России, на любого судебного пристава распространяется ряд общих требования. В то же время данная специализация предусматривает и наличие специальных прав и обязанностей применительно к тому или иному виду судебных приставов.
В данной статье мы поговорим о некоторых актуальных вопросах деятельности судебных приставов-исполнителей (далее – судебные приставы).
Краткий исторический экскурс
Изначально институт судебных приставов был создан как орган государственной власти, в обязанности которого входило в основном обеспечивать эффективное исполнение судебных решений и в частности – реализацию функций охраны порядка и нормальной деятельности судебных органов.
В Древней Руси и в Московском княжестве «приставы» занимались сопровождением иностранных послов, а в Новгородском княжестве основные обязанности приставов заключались во взыскании с «тяжущихся» судебных пошлин и исполнении судебных решений. Статья 34 Новгородской судной грамоты 15 века определяет 1 месяц для уплаты судебных пошлин и исполнения судебного решения. Если за этот срок пошлины не будут выплачены, виновный принуждается к уплате приставами Новгородского вече.
По мере развития российской государственности при Екатерине II в1782 г. функции урядников (приставов) были отнесены к полиции, а в1786 г. урядники были разделены на полицейских приставов, которые исполняли решения судов, и становых приставов, реализующих охранную функцию. В 1802 г. исполнительная полиция (полицейские приставы) была отнесена к Министерству полиции, которое выделилось из Министерства внутренних дел (в1819 г. объединились). Становые приставы находились в компетенции Министерства юстиции.
20 ноября1864 г. считается днем организации судебных приставов или судебной полиции. Именно в этот день Александр II утвердил законы по судоустройству: «Судебник», «Судебный устав», «Судебные приставы и правила исполнительного производства по судебному уставу». «Судебный устав», в частности, возлагал обязанности по исполнению судебных решений на судебных приставов, состоящих при окружных судах; решения мировых судебных установлений приводились в исполнение судебными приставами, состоящими при мировых съездах. Служба судебных приставов была создана также при судебных палатах и при Кассационном департаменте Правительствующего сената. А исполнение решений земских начальников и городских судей в пределах земских участков осуществлялось полицией.
Современная Федеральная служба судебных приставов (далее – ФССП) осуществляет не только исполнение решений судов общей юрисдикции, но и исполнение решений арбитражных судов на очень серьезные суммы, которые исчисляются в десятках миллионов рублей. Кроме того, ФССП России исполняет постановления более сорока административных органов о взыскании различных штрафов, пеней, неустоек.
Важное значение ФССП обусловливает изменения, которые вносятся в нормативно-правовые акты, закрепляющие статус и порядок работы судебных приставов.
Изменение статуса судебных приставов
Напомним основные изменения, внесенные за последние полгода в законодательные акты, регулирующие работу ФССП, – в
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – ЗИП) и в
Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О судебных приставах». Изменения можно сгруппировать по двум направлениям – изменение статуса и изменение в компетенции и процедурах.
1. Ужесточены требования к кандидату на должность судебного пристава-исполнителя. В качестве квалификационного требования для замещения данной должности вводится наличие высшего юридического или высшего экономического образования.
2. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин
:
- который был осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу,
- который имеет судимость,
- который имел судимость, которая снята или погашена,
- в отношении которого осуществляется уголовное преследование,
- в отношении которого прекращено уголовное преследование за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии или в связи с деятельным раскаянием.
Ранее на эту должность не мог быть назначен лишь гражданин, имеющий судимость.
3. Использование слов «пристав», «судебный пристав» и образованных на их основе словосочетаний допускается только в наименованиях ФССП, ее структурных подразделений и должностных лиц ФССП, а также в наименованиях учреждений, обеспечивающих деятельность службы, профессиональных союзов судебных приставов, их структурных подразделений и должностных лиц. Согласно новой ст. 17.8.1
КоАП РФ за незаконное использование юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в своем наименовании слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний грозит административная ответственность. На индивидуальных предпринимателей может быть наложен штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб., на юридические лица – штраф в размере от 300 000 до 500 000 руб.
Изменения в компетенции и процедурах
1. Изменены правила наложения ареста на банковские счета должников. Изменения коснулись как сроков наложения ареста, так и самого порядка. Стало возможным на основании постановления судебного пристава-исполнителя не только арестовывать имеющиеся на счете денежные средства, но и одновременно приостанавливать операции с ними (если имеющихся средств недостаточно для погашения всех требований). В дальнейшем все средства, поступающие на счет должника, также подлежат аресту до момента окончательного исполнения постановления либо до его отмены судебным приставом. Если же на счете должника денежные средства вовсе отсутствуют, то аресту подлежат будущие зачисления на этот счет.
2. Особые правила предусмотрены для счетов граждан, на которые работодатель начисляет заработную плату. С таких счетов денежные средства будут списываться в полном объеме, за исключением последнего периодического платежа. К нему будет применяться ст. 99 ЗИП, устанавливающая предельные размеры удержания из заработной платы. После первого списания денежных средств нормы о предельных размерах удержания из заработной платы будут действовать в отношении всех периодических платежей, поступающих на данные счета.
3. Сокращен срок исполнения требований о взыскании денежных средств со счетов. Теперь такие требования, содержащиеся в исполнительных листах или постановлениях судебных приставов, банки обязаны исполнять незамедлительно. Согласно предыдущей редакции ЗИП срок для исполнения указанных требований был равен 3 дням.
4. Расширены полномочия ФССП при розыске должника и его имущества, а также при наложении ареста на движимое имущество.
5. Дополнен перечень случаев проведения судебным приставом по заявлению взыскателя розыска должника и его имущества. Помимо ситуаций, когда розыск должника судебным приставом по заявлению взыскателя обязателен, закон определил случаи, когда судебный пристав вправе по своему усмотрению решать вопрос о проведении такого розыска после получения заявления от взыскателя, а именно:
– если исполнение обязательства неимущественного характера невозможно в отсутствие должника;
– если в отсутствие должника невозможно исполнение обязательства имущественного характера на сумму свыше 10 000 руб.
Розыск имущества должника возможен по заявлению взыскателя, если сумма требований по исполнительному документу превышает 10 000 руб.
После получения заявления от взыскателя судебный пристав в течение 3 дней выносит постановление о розыске должника (его имущества) либо об отказе в объявлении такого розыска. Помимо названных условий, закон не содержит никаких критериев определения того, каким образом судебный пристав принимает решение по заявлению взыскателя.
6. Расширены полномочия судебных приставов по аресту движимого имущества должников. Теперь приставы смогут передавать имущество на хранение под роспись не только должнику, членам его семьи или лицу, заключившему договор с приставом, но и взыскателю. Кроме того, по новым правилам в подразделении судебных приставов могут храниться не только документы на движимое имущество, но также и само имущество при условии обеспечения его сохранности.
7. У приставов появилась возможность при необходимости выносить постановление о смене хранителя.
8. Установлена правовая база для более тесного взаимодействия судебных приставов с органами внутренних дел. Ранее приставы могли привлекать сотрудников полиции для осуществления отдельных действий в ходе исполнительного производства. Согласно ст. 62 ЗИП в редакции до 01.01.2012 перечень таких случаев был исчерпывающим, полицейские привлекались при возникновении угрозы жизни или здоровью судебного пристава-исполнителя, а также для обеспечения правопорядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. В новой редакции не содержится перечня конкретных случаев, когда судебный пристав-исполнитель может привлекать сотрудников полиции. Вместо этого ФССП и МВД России вправе издавать совместные нормативные акты, регламентирующие порядок такого привлечения. Каких-либо условий для подобного взаимодействия не установлено.
9. В КоАП РФ федеральные законы от 25.07.2002
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 07.02.2011
«О полиции» и в ЗИП внесены изменения, связанные с передачей ФССП функций по исполнению судебных решений об административном выдворении за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства. Новая ст. 27.19 КоАП РФ определяет порядок помещения в специальные учреждения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ. Указанные помещения должны создать в установленном порядке органы исполнительной власти субъектов РФ.
Евгений Матвеев
Источник: Первый пермский правовой портал
Материалы по теме