Обзор изменений законодательства, вступающих в силу с июня 2015 года, — в материале эксперта Первого пермского правового портала Кирилла Калашникова.
- С 1 июня 2015 года Банком России уточняется порядок регулирования деятельности, контроля и надзора за деятельностью кредитных кооперативов.
В частности, теперь Банк России:
- ведет государственный реестр кредитных кооперативов;
- проводит плановые и внеплановые проверки кредитных кооперативов;
- дает кредитному кооперативу обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений;
- вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в определенных случаях.
Кроме того, кредитный кооператив обязан ежеквартально представлять в Банк России отчет о своей деятельности и бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а ежегодно — отчет о персональном составе своих руководящих органов.
(Федеральный закон от 20.04.2015 № 99-ФЗ «
О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»)
- С 1 июня 2015 года предусматривается возможность подачи в форме электронного документа заявлений, связанных с приобретением и предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Речь идет о следующих заявлениях:
- об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
- о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка;
- о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- о предоставлении земельного участка;
- о заключении соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- о перераспределении земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Кроме того предусматривается, что на исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, ложится обязанность:
- утверждать схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;
- обеспечивать проведение государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на образованный земельный участок;
- получать технические условия подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения;
- принимать решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды такого земельного участка на основании заявления заинтересованного гражданина или юридического лица, если такой земельный участок может быть предметом аукциона.
(Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ «
О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»)
- С 1 июня 2015 года вступают в силу масштабные изменения общих положений ГК РФ об обязательствах. Изменениями в ГК РФ, в частности, предусматриваются:
- право кредитора на получение денежных сумм на случай неисполнения судебного акта;
- право кредиторов одного лица самим определять порядок удовлетворения их требований к должнику;
- учет при расчете процентов за пользование чужими денежными средствами теперь не ставки рефинансирования на день предъявления иска (вынесения решения), а действовавшей в соответствующие периоды времени средней ставки банковского процента по вкладам физических лиц, которые были опубликованы ЦБ РФ;
- право суда уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении, в случае нарушения обязательства лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в отношении остальных лиц суд сможет уменьшить неустойку по собственной инициативе;
- замена банковской гарантии независимой гарантией, такую гарантию теперь могут выдавать и коммерческие организации;
- введение понятия обеспечительного платежа, который обеспечивает, в частности, денежное обязательство;
- ужесточение ответственности должника, виновного в досрочном прекращении договора, а именно, сверх убытков за неисполнение (ненадлежащее исполнение) теперь взыскиваются убытки в виде разницы между ценой прекращенного договора и ценой заключенной взамен сделки, если она была, или текущей ценой (ценой на момент прекращения договора) на сопоставимый товар, если иной договор не заключался;
- сокращение числа случаев, когда кредитор признается просрочившим, а именно, просрочки кредитора не будет, если должник был не в состоянии исполнить обязательство;
- возможность начисления процентов на проценты (сложные проценты) по предпринимательским обязательствам, если это предусмотрено законом или договором;
- право сторон обязательства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, предусмотреть соглашением обязанность одной стороны возместить другой стороне определенные имущественные потери;
- право сторон предпринимательских договоров самостоятельно определять последствия их недействительности;
- сокращение перечня условий, которые должен содержать предварительный договор, в него теперь необходимо включать не все существенные условия основного договора, а только следующие из них: условие о его предмете и условия, по которым при заключении предварительного договора по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение;
- дополнение ГК РФ нормами о рамочном, опционном и абонентском договорах;
- обязанность стороны договора, предоставившей недостоверные данные об обстоятельствах, значимых для заключения, исполнения или прекращения договора (например, о его предмете, полномочиях на его заключение), возместить убытки или выплатить предусмотренную договором неустойку другой стороне;
- невозможность урегулирования в судебном порядке возникших при заключении договора разногласий, не переданных на рассмотрение суда в течение 6 мес. с момента их возникновения.
Новые положения ГК РФ применяются к правоотношениям, возникшим после 1 июня 2015 года. По правоотношениям, возникшим до 1 июня 2015 года, новые положения ГК РФ применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после 1 июня 2015 года.
(Федеральный закон от 08.03.2015 № 42-ФЗ «
О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»; Информация Роспотребнадзора от 05.05.2015)
- С 1 июня вводится комплекс мер, направленных на создание условий для развития российского виноделия и увеличения производства российских высококачественных вин.
Вступают в силу изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», которыми:
- вводятся, в частности, такие понятия, как «коньяк», «виноградное сусло», «винодельческая продукция», «виноградник», «реестр виноградных насаждений»;
- корректируются полномочия органов государственной власти РФ, субъектов РФ в области производства и оборота алкогольной продукции;
- уточняются правила использования основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, согласно которым требование об оснащении этого оборудования автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции не применяется в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также организаций, осуществляющих производство вина, игристого вина (шампанского) с защищенным географическим указанием, защищенным наименованием места происхождения;
- определено, что сельскохозяйственные товаропроизводители вправе осуществлять производство вина, игристого вина (шампанского) из собственного винограда, а также их хранение, поставки и розничную продажу (объем реализации вина, произведенного крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями — сельскохозяйственными товаропроизводителями из собственного винограда, не может превышать 5 тыс. декалитров в год).
Кроме того, до 0,5% объема готовой продукции снижено содержание этилового спирта для признания пищевой (непищевой) продукции спиртосодержащей.
(Федеральные законы от 22.11.1995
№ 171-ФЗ и от 31.12.2014
№ 490-ФЗ)
- Со 2 июня 2015 года в случае, если общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, составляет менее 100 рублей, налоговое уведомление налогоплательщику не направляется.
(Федеральный закон от 02.05.2015 № 113-ФЗ «
О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах»)
- С 15 июня 2015 года уведомлять налоговые органы об участии в иностранных организациях необходимо не позднее одного месяца с даты возникновения (изменения доли) участия в иностранной организации.
Кроме того, истекает срок предоставления уведомления в отношении доли участия в иностранных организациях (учреждения иностранных структур без образования юридического лица) по состоянию на 15 мая 2015 года. Указанное уведомление не представляется в случае, если участие в иностранной организации прекращено или учрежденная иностранная структура без образования юридического лица ликвидирована в период с 1 января 2015 года по 14 июня 2015 года включительно.
(
Федеральный закон от 06.04.2015 № 85-ФЗ;
Приказ ФНС России от 24.04.2015 № ММВ-7-14/177@)
- С 17 июня 2015 года вступают в силу новые Правила подачи заявок, оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также новый Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов. Выданные ранее разрешения на добычу охотничьих ресурсов действуют до истечения указанных в них сроков. Также вводятся новые формы бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, птиц и пушных животных.
(Приказ Минприроды России от 29.08.2014 № 379 «
Об утверждении Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц»)
- С 30 июня 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
Федеральным законом урегулированы отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности, организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки указанной деятельности, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления при формировании и реализации промышленной политики в РФ.
Под промышленной политикой понимается комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала РФ, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции.
Предусматривается, в частности, особая мера стимулирования промышленной деятельности — специальный инвестиционный контракт, который заключается между РФ в лице уполномоченного органа и инвестором, принимающим на себя обязательства по созданию или освоению производства промышленной продукции в РФ и иные обязательства социально-экономического характера. Специальный инвестиционный контракт заключается на срок до 10 лет в порядке, установленном Правительством РФ.
Также устанавливается возможность финансовой поддержки субъектов деятельности в сфере промышленности государственными фондами развития промышленности, в том числе создаваемыми совместно с организациями, входящими в состав инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности.
В целях автоматизации процессов сбора, обработки информации, необходимой для обеспечения реализации промышленной политики, повышения эффективности обмена информацией о состоянии промышленности и прогнозе ее развития создается государственная информационная система промышленности.
Кирилл Калашников
Первый пермский правовой портал
Материалы по теме