На площадке ФКОУ ВПО «Пермский институт ФСИН России» прошел круглый стол, посвященный проблемам оказания бесплатной юридической помощи. Участие в мероприятии приняли руководители и клиницисты юридических клиник, созданных при ведущих вузах Пермского края, представители юридического сообщества. Модератором круглого стола выступил руководитель юридической клиники при ФКОУ ВПО «Пермский институт ФСИН России» Алексей Борцов. Он отметил, что одной из ключевых проблем в деятельности юридических клиник является проблема оценки качества предоставляемых услуг. — Одним из наиболее эффективных механизмов решения данной проблемы является разработка стандартов предоставления бесплатной правовой помощи юридическими клиниками, — заключил эксперт. Как отметила в своем выступлении заведующая кафедрой гражданского права и процесса Прикамского социального института Наталья Тиунова, юридическая клиника в их учебном заведении была создана в декабре 2015 года. В настоящее время завершена работа над положением о клинике, на завершающей стадии находятся другие организационные моменты. — Теперь перед нами стоит главный вопрос — как подготовить клинициста к этой работе? — отметила Наталья Тиунова. Основной сложностью в работе клиники доцент кафедры гражданского и предпринимательского права НИУ ВШЭ-Пермь Ольга Ерахтина назвала отсутствие клиентов. — Мы открылись в декабре, но обращений от граждан к нам не поступало. Тогда мы начали сотрудничать с библиотекой имени Горького. Теперь там два раза в неделю дежурит наш студент, — пояснила эксперт. Руководитель юридической клиники при ФКОУ ВПО «Пермский институт ФСИН России» Алексей Борцов отметил, что изначально они также сталкивались с проблемой отсутствия клиентов. Однако сейчас поток большой, и на первый план выходит вопрос качества предоставляемых услуг. Принимавший участие в круглом столе старший юрисконсульт ГКУ «Государственное юридическое бюро Пермского края» Денис Питеркин отметил, что критерием качества могло бы стать отсутствие обоснованных жалоб граждан. — Мы, например, не консультируем граждан по телефону. Это связано с тем, что только увидев своими глазами документацию, на которую ссылается заявитель, можно дать объективную оценку ситуации. Качество — это компетентность. Если дан ответ, соответствующий закону, значит, помощь оказана качественно. А степень удовлетворенности клиента — это очень субъективный показатель. По вопросу оценки качества услуг, предоставляемых юридическими клиниками, высказался также председатель Совета молодых юристов Пермского отделения АЮР Олег Решетников: — Юридическая клиника — это не столько инструмент решения проблем граждан, сколько инструмент подготовки профессиональных кадров. Клиникам не стоит стремиться к массовости. Критерием качества их работы может быть, на мой взгляд, уровень подготовки выпускников. Тему подготовки будущих консультантов продолжил Алексей Борцов. — Нельзя допускать к гражданам студентов, не прошедших обучение. Они должны овладеть навыками интервьюирования. Причем именно юридического интервьюирования, которое имеет свою специфику. А также навыками консультирования и обязательно — ведения документооборота. После обучения будущие клиницисты должны успешно пройти квалификационное испытание. Кроме того, к обучению важно привлекать практикующих специалистов. Это было бы проще осуществить, если бы была создана единая межвузовская площадка для подготовки клиницистов. По итогам круглого стола была принята резолюция, содержащая ряд предложений по повышению качества оказываемой юридическими клиниками региона правовой помощи. В том числе рассмотреть возможность организации call-центра для распределения обращений по клиникам, направления студентов на стажировку к практикующим юристам, формирования алгоритма оказания юридической помощи. Кроме того, все эксперты высказались за необходимость проведения конкурса юридических клиник. Ольга Красильникова Первый пермский правовой портал Материалы по теме