Сегодня в России практически сформирована нормативная правовая база в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, начался этап практической реализации намеченного курса.
Вовсе не случайно решение вопросов правового обеспечения экономии энергоресурсов приобретает все возрастающую актуальность: усиление энергоэффективности определено Президентом РФ Дмитрием Медведевым как один из основных приоритетов инновационного развития страны.
Энергосбережение в правовом пространстве
Существует ряд вопросов, которые постоянно оказываются в поле зрения арбитражных судов уральского судебного округа и других судебных округов РФ.
На семинаре «Энергоснабжение и энергосбережение в 2011 году», организаторами которого стали ЗАО «ТелекомПлюс» и Пермский профессиональный клуб юристов, об актуальных вопросах, которые рассматривались и продолжают рассматриваются в арбитражном суде региона, говорила заместитель председателя Арбитражного суда Пермского края Татьяна Мещерякова.
Она выделила основные категории вопросов в сфере энергоснабжения и энергопотребления.
Категории споров:
- оспариваются, в основном, решения антимонопольных органов (подобных заявлений в прошлом и нынешнем годах рассмотрено соответственно 18 и 8);
- большой удельный вес имеют споры по ненадлежащему исполнению обязательств по энергоснабжению: только в этом году рассмотрено более 900 таких заявлений;
- споры, касающиеся заключений по признанию недействительными договоров по энергоснабжению: в минувшем и нынешнем годах – соответственно 81 и 29.
По словам Татьяны Мещеряковой, учет такой статистики, особенно в последних двух категориях, особенно важен и потому, что многие вопросы, которые возникают при рассмотрении подобных споров, выходят на уровень Научно-консультативного совета (НКС) при Федеральном арбитражном суде Уральского округа.
С судебной практикой по данной категории споров
можно ознакомиться в СПС КонсультантПлюс.
Сфера энергообеспечения и защита конкуренции
Лейтмотивом семинара стала тема выступления судьи Арбитражного суда Пермского края, исполняющей обязанности председателя седьмого судебного состава,
Екатерины Цыреновой «Некоторые вопросы, возникающие в практике Арбитражного суда по применению статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О защите конкуренции».
– Седьмой состав Арбитражного суда Пермского края, – подчеркнула Екатерина Болотовна, – рассматривает споры с хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынках. В том числе и в сфере энергообеспечения. И этот вопрос достаточно сложен. Дело в том, что есть перечень таких субъектов, но он не является исчерпывающим. Поэтому правоприменитель, и в первую очередь Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (УФАС), должен учитывать два основных фактора: занимает ли хозяйствующий субъект доминирующее положение на рынке энергоснабжения и справедливы ли его действия в таком статусе?
Основная доля споров, – отметила далее Екатерина Цыренова, – приходится на теплофикацию. Есть немало конкретных дел, которые и сейчас рассматриваются в арбитраже. Так, УФАС усматривает нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О защите конкуренции». Это экономически или технологически необоснованное сокращение либо прекращение производства товара (в данном случае – электроэнергии и теплоэнергии), на который имеется спрос.
Разумеется, правоприменители здесь должны стоять на страже федерального законодательства, не допуская его нарушений. А ими как раз и являются случаи, когда энергоснабжающая организация, наказывая юридическое лицо – неплательщика, ущемляет права жителей многоквартирных домов, добросовестно оплачивающих потребляемые энергоресурсы. И позиция УФАС, требующего соблюдения тех правил, что установлены федеральным законодательством и предусматривают ограничение в подаче энергоресурсов, при котором не ущемляются права этих граждан, поддерживается в арбитраже.
– В 2010 году, – дополнила коллегу Татьяна Мещерякова, – в нашем суде было рассмотрено 15 заявлений о привлечении к административной ответственности за нарушения статьи 10 вышеупомянутого Федерального закона. И по спорам, в которых хозяйствующие субъекты доказывали, что не являются доминирующими на рынке энергоснабжения, принимались решения об отказах.
Проблемы применения антимонопольного законодательства в сфере энергетики
Эта тема получила логическое развитие в выступлении
Андрея Ульяновского, начальника отдела естественных и локальных монополий Пермского УФАС России. Оно было названо так: «Основные проблемы применения антимонопольного законодательства в сфере энергетики».
– Нарушения статьи 10 уже названного Закона, – сказал Андрей Александрович, – можно классифицировать по десяти позициям. Они, на мой взгляд, настолько важны, что есть смысл назвать их все.
1. Установление и поддержание монопольно высокой либо низкой цены товара.
2. Изъятие товара из обращения, если результатом этого является повышение цены товара.
3. Навязывание клиенту заведомо невыгодных для него условий договора либо включение в него условий, в которых он не заинтересован.
4. Прекращение или ограничение производства товара, на который имеется спрос.
5. Необоснованный отказ от выполнения или заключения договора.
6. Необоснованное установление различных цен на один и тот же товар.
7. Установление финансовой организацией различных необоснованно высоких цен на выполнение финансовых услуг.
8. Создание дискриминационных условий для доступа организаций на товарные рынки.
9. Создание препятствий для доступа организаций на товарные рынки.
10. Нарушение установленного порядка ценообразования.
Как отметил далее выступающий, именно на органы ФАС России в числе прочих возложена функция контроля за исполнением ФЗ об энергосбережении и энергоэффективности, и Пермское УФАС России достойно справляется с этим важнейшим поручением государства. Каковы наиболее типичные нарушения? Вот последний пример: одно из структурных подразделений пермской энергосбытовой компании потребовало от собственника жилого помещения оплатить установку прибора учета, угрожая в случае отказа расторжением договора на поставку энергоресурса. УФАС напомнило компании, что согласно ФЗ установка приборов учета производится энергоснабжающей организацией с рассрочкой оплаты на пять лет, а цена здесь определяется соглашением сторон.
– Один из наиболее часто задаваемых нам вопросов, – продолжил Андрей Ульяновский, – звучит так: «За какой период необходимо уведомлять энергоснабжающую организацию смене тарифа на электроэнергию?».
В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 года N 109 (с изменениями от 28 июня 2008 года), регулируемые тарифы (цены) на электрическую энергию (мощность), поставляемую потребителям, устанавливаются регулирующим органом одновременно в трех вариантах:
1) одноставочный
тариф, включающий в себя полную стоимость одного киловатт-часа поставляемой электроэнергии и мощности;
2) двухставочный тариф, включающий в себя ставку за один киловатт-час электроэнергии и ставку за один киловатт установленной генерирующей мощности;
3) одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток.
Потребители самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электроэнергию (мощность) на розничном рынке один из указанных вариантов тарифа, уведомив об этом организацию, поставляющую ему электроэнергию (мощность), не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов. При отсутствии такого уведомления расчет за электроэнергию (мощность), если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон, производится по варианту тарифа, действовавшему в период, предшествующий расчетному. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон.
Обсуждение важнейшей темы правового регулирования в этой сфере было продолжено и в выступлении начальника отдела по надзору за электроустановками потребителей Западно-Уральского управления Ростехнадзора
Евгения Плотникова. Оно было посвящено правовым аспектам государственного контроля в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Подробнее >>>
В заключение работы семинара его спикеры ответили на многочисленные вопросы участников. Подобные мероприятия, наглядно продемонстрировавшие свою практическую ценность, решено сделать регулярными.
Павел Агапов
Материалы по теме
ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал