Прокуратурой края подведены итоги практики исполнения контрольно-счетными органами местного самоуправления бюджетного законодательства за истекший период 2014 года. В результате были выявлены финансовые нарушения на общую сумму более 229 миллионов рублей. При проведении проверок установлены факты причинения ущерба, неправомерного, неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств. Основным видом финансовых нарушений является несоблюдение требований законодательства о бухгалтерском учете получателями бюджетных средств, не влекущее причинение ущерба либо нецелевое использование бюджетных средств. За прошедший период 2014 года внесено 68 представлений и 5 предписаний. В местные бюджеты восстановлены более 76 миллионов рублей. Вместе с тем, как при нормативном регулировании правового статуса контрольно-счетных органов, так и при осуществлении ими своей деятельности допускаются нарушения законодательства. Так, отдельные нормы положений о местных контрольно-счетных органах противоречат требованиям Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», а также законодательства о муниципальной службе и о труде. Кроме того, горрайпрокурорами выявляются нарушения норм федерального законодательства в деятельности данных органов. Распространенный характер получило неисполнение контрольно-счетными органами требований ст. 19 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ, а именно — не обеспечивается доступ граждан к информации о планах и результатах своей контрольной деятельности. Данные нарушения закона выявлены прокурорами Большесосновского, Осинского, Уинского районов. В целях их устранения руководителям контрольно-счетных органов внесены три представления, требования которых удовлетворены. Например, прокурором города Кунгура при проведении проверки выявлен факт составления в 2014 году должностными лицами финансового контроля 11 протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.14 КоАП РФ. Впоследствии данные протоколы были переданы мировым судьям для рассмотрения, по которым вынесено семь постановлений о привлечении должностных и юридических лиц к административной ответственности. Учитывая, что в соответствии с нормами КоАП РФ должностные лица органов финансово-бюджетного контроля органов местного самоуправления не наделены полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, 25 июля 2014 года председателю Контрольно-счетной палаты района внесено представление об устранении нарушений законодательства об административных правонарушениях. Требование прокурора удовлетворено, председатель Контрольно-счетной палаты Кунгурского района привлечена к дисциплинарной ответственности. Оценивая результаты деятельности контрольно-счетных органов, необходимо отметить, что выявленные размеры использованных не по целевому назначению средств и ущерба не дают оснований полагать, что в действиях допустивших их должностных лиц имеются признаки должностных преступлений. Факты нецелевого использования денежных средств местных бюджетов совершены в периоды, исключающие привлечение допустивших их должностных и юридических лиц к административной ответственности вследствие истечения срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. Нередко в качестве нецелевого использования бюджетных средств местными органами финансово-бюджетного контроля необоснованно указываются факты оплаты получателями бюджетных средств фактически не выполненных подрядчиками объемов работ по муниципальным контрактам (КСП Кудымкарского района), неэффективного использования бюджетных средств (КСП города Березники, Березовского района) и иные финансовые нарушения, не имеющие признаков нецелевого использования бюджетных средств, указанных в ст. 289 Бюджетного кодекса РФ. Круг вопросов, проверяемых контрольно-счетными органами, зачастую не охватывает всех видов деятельности получателей и распорядителей бюджетных средств. Вследствие указанного уголовные дела, а также дела об административных правонарушениях, совершенных с использованием денежных средств местных бюджетов, предусмотренных ст. 15.15–15.15.15 КоАП РФ, по результатам проведенных проверок не возбуждались. Учитывая недостаточную эффективность деятельности органов муниципального финансового контроля, прокуратурой края принят ряд организационных мер для усиления надзора в данной сфере, в том числе направленных на усиление их взаимодействия с правоохранительными органами. Работа в данном направлении будет продолжена. Дмитрий Третьякович, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в финансово-бюджетной сфере, советник юстиции Первый пермский правовой портал Материалы по теме