Теория и история государства и права 1. Для того чтобы исследовать юридическую природу сводов федеральных законодательных, правительственных и ведомственных нормативных правовых актов США, необходимо обратиться к вопросу о способах формирования указанных источников права. Процедура принятия актов Конгресса США, актов президентской администрации и федеральных ведомств, ввиду ее сложности, представляет собой отдельную тему для изучения. Поэтому в данной публикации будут рассмотрены вопросы создания United States Statutes at Large («Свод законов США»), United States Code («Кодекс законов США») и Code of Federal Regulations («Кодекс федеральных нормативных актов») 2. Как отмечается в справочнике Палаты представителей конгресса США «Как создаются Американские законы», «Свод законов США» (далее – Свод) включает «все принятые Конгрессом законы и параллельные резолюции, а также планы реорганизации и декларации, публикуемые в период проведения каждой сессии Конгресса». Свод издается ежегодно Службой (управлением) по делам федерального реестра национального управления архивов и документации (the Office of the Federal Register of the U.S. National Archives and Records Administration) и представляет собой хронологическую систему законов, представленных точно в таком порядке, в каком они были приняты. При составлении Свода не учитывается тематика или актуальный статус какого-либо ранее принятого закона, в который были внесены поправки. 3. Для поиска правовой информации Свод неудобен из-за порядка своей организации. Именно поэтому законодательные акты объединяются, «кодифицируются» в United States Code (далее – U.S.C.). U.S.C. разделен на ряд широких по тематике титулов и является в большей свой части «презумпцией доказательства» (prima facie evidence) законов, включенных в него. «Презумпция доказательства» законов означает, что в суде ссылка на U.S.C. по умолчанию принимается, если не будет представлено опровержение наличия правовой нормы в том виде, в каком она зафиксирована в U.S.C., например, путем ссылок на Свод. Другими словами, такое доказательство наличия нормы закона является опровержимым. Как указывает М. Уиснер, об этом свидетельствует ряд прецедентов, например Royer’s, Inc. v. United States (Апелляционный суд Соединенных Штатов по девятому округу, 1959 г.)3. При этом причиной, по которой U.S.C. является лишь prima facie evidence для законов, включенных в него, названо наличие слишком большого количества ошибок, которые неизбежно возникают при работе с таким масштабным проектом4. «Кодификация» в данном случае означает, прежде всего, редакторскую переработку законодательных актов по частям, в ходе которой отмененные и устаревшие положения удаляются из текста, а поправки вставляются в текст. Для того чтобы U.S.C. перестал быть лишь «презумпцией доказательства» законов, Конгресс США ведет постоянную работу, направленную на принятие законодательных актов в виде разделов U.S.C. Разделы, принятые в качестве действующего или «позитивного» права (positive law titles)6, являются достаточным доказательством наличия содержащихся в них правовых норм и принимаются в качестве такового всеми судами США. Однако процесс пересмотра законов, результатом которого будет U.S.C. полностью состоящий из действующего права, будет продолжаться еще очень долгое время. В литературе названы сложности, которые возникают у редакторов и юристов при работе с U.S.C. Так, в U.S.C. не подлежат включению законодательные акты временного действия или акты, не имеющие общего действия (касающиеся каких-либо индивидов, объектов государственной собственности). Кроме того, отмечается, что государственные органы США позиционируют U.S.C. как исчерпывающий и официально-властный источник федерального законодательства, не информируя читателя о том, что многие разделы являются лишь «презумпцией доказательства» законов. Решения о включении в U.S.C. или исключении из него блоков правовых норм отнесены к компетенции Службы советника по пересмотру законодательства Палаты представителей Конгресса США (the House of Representatives’s Office of Law Revision Counsel). Публикацией кодекса занимается специальная служба – Правительственное печатное управление США (the Government Printing Office). Новые издания U.S.C. публикуются один раз в 6 лет. Безусловно, законы в США независимо от включения в свод и кодекс первоначально публикуются почти сразу после принятия в виде так называемых законов-листовок (slip laws), которые также являются достаточным доказательством наличия содержащихся в них правовых норм. 4. Еще одним сводом нормативных правовых актов на федеральном уровне в США является Code of Federal Regulations (далее – CFR). CFR представляет собой сброшюрованный многотомный ежегодно публикуемый сборник всех подзаконных нормативных правовых актов центральных ведомств США, которые можно назвать административными правовыми актами9, так как они посвящены управленческим вопросам. Включению в CFR подлежат акты, имеющие общее применение и постоянное действие. Структура CFR несколько схожа со структурой U.S.C. Как и в «Кодексе законов США» административные правовые акты в CFR размещаются по сферам управления11. CFR состоит из титулов, которые делятся на главы. Главы, как правило, носят название соответствующего федерального ведомства и состоят из более мелких частей по областям регулирования. Изданием и публикацией CFR также занимаются Управление по делам федерального реестра, национальных архивов и делопроизводства и Правительственное печатное управление США. Доступ к U.S.C. и CFR организован в электронном виде через несколько интернет-сайтов как официальных, так и неофициальных. –––––––––––––– 1 Перевод наименований приведен по 20-му изданию справочника Палаты представителей Конгресса США «Как создаются Американские законы» (1989 г. издания), исправленному и дополненному советником по пересмотру законодательства Э.Ф. Уиллетом мл., эскв. и распространенному Посольством США. С. 83–85. 2 О значении термина «параллельные резолюции» см. там же. С. 15. 3 Whisner, Mary. The United States Code: Prima Facie Evidence and Positive Law // Law Library Journal, 2009. V. 101. P. 548. 4 Ibid. P. 549. 5 Tress, Will. Lost Laws: What We Can’t Find in the United States Code // Golden Gate University Law Review, 2010. М. 40. P. 132. 6 Ibid. P. 137. 7 Ibid. P. 139. 8 Ibid. P. 156, 159. 9 Пульянов В.З. Государственная регистрация и публикация правительственных и ведомственных нормативных актов в США. М.: Министерство юстиции СССР. ВНИИ советского законодательства, 1977. С. 2. 10 Code of Federal Regulations [The U.S. National Archives and Records Administration]. URL: http://www.archives. gov/federal-register/cfr/ (дата обращения: 29.06.2012). 11 Пульянов В.З. Государственная регистрация и публикация правительственных и ведомственных нормативных актов в США. М.: Министерство юстиции СССР. ВНИИ советского законодательства, 1977. С. 14. 12 About Code of Federal Regulations [GPO's Federal Digital System]. (дата обращения: 29.06.2012). 13 См., например: Code of Federal Regulations (Annual Edition) [United States Government Printing Office]. Electronic Code of Federal Regulations (e-CFR) [Электронный ресурс]. (дата обращения: 29.06.2012). А.В. Ваньков, Администрация губернатора Пермского края, г. Пермь Источник: 2012 тезисы, международный конгресс ученых-юристов, г. Пермь (г. Пермь, Пермский государственный национальный, исследовательский университет, 12 октября 2012 г.) Материалы по теме