Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам различные, в том числе экономические, права. Право граждан на занятие предпринимательской деятельностью установлено ст. 34 Конституции РФ (далее – КРФ), где говорится, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Гарантированная КРФ свобода экономической деятельности как проявление личной свободы граждан в сфере предпринимательства осуществляется путем реализации прав: частной собственности, свободы договора, свободного использования своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, права на доброе имя (деловую репутацию), на возмещение вреда, на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств и др. (ст. 18 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). В соответствии с ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ч. 1 ст. 23). В настоящее время процедура государственной регистрации урегулирована Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации). Государственная регистрация необходима для осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности предпринимателей, проведением налогообложения, получения сведений статистического учета, предоставления всем участникам гражданского оборота информации о зарегистрированных субъектах предпринимательства, а также для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства. В РФ ведутся государственные реестры, содержащие сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. Понятие государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей дано в ст. 1 Закона о регистрации: государственная регистрация – это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о регистрации. За осуществление государственной регистрации установлена уплата государственной пошлины в размере 800 рублей (п. 6) п. 1 ст. 333.33 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 10.07.2012). В этом же пункте указанной статьи содержатся нормы о том, что при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплачивается государственная пошлина в размере 20% от суммы, уплачиваемой за регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Кроме этого, за повторную выдачу свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя также придется уплатить 20% от суммы госпошлины, уплаченной за государственную регистрацию. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения записи в государственный реестр, а в соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона о регистрации моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 (ред. от 22.12.2011). С 1 января 2004 г. регистрацию индивидуальных предпринимателей осуществляют налоговые органы. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации влечет за собой ответственность регистрирующих органов (ст. 24 Закона о регистрации). Административная ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрена ст. 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях («Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), уголовная ответственность за неправомерный отказ в государственной регистрации установлена ст. 169 Уголовного кодекса Российской Федерации («Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности»). Отметим, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) признается предпринимателем с момента государственной регистрации КФХ (см. п. 2 ст. 23 ГК РФ). Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» установлено, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 3 ст. 1) и считается созданным со дня его государственной регистрации (ст. 5), а государственная регистрация КФХ осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Прошло уже больше 10 лет с момента вступления в силу Закона о регистрации. Однако до сих пор на практике встречается большое количество проблем, которые, к сожалению, не нашли решения ни в самом Законе, ни в принятых в соответствии с ним подзаконных актах. 1. Субъект, имеющий право на занятие предпринимательской деятельностью 1.1. По общему правилу (см. статью 22.1 Закона о регистрации), для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин подает в налоговый орган по месту своего жительства ряд документов. Обратим здесь внимание на слово «гражданин». Означает ли это, что предпринимателем в РФ может быть зарегистрирован только гражданин нашей страны? Очевидно, что не только. Термин «граждане» гражданское законодательство не связывает с наличием собственно гражданства. Так, в ст. 1 ГК РФ слова «граждане» и «физические лица» приводятся как равнозначные, а глава 3 ГК РФ носит двойное название «Граждане (физические лица)». Как видим, термин «гражданин» употребляется в законодательстве для обозначения физических лиц как субъектов гражданского права. КРФ, ГК РФ и другое внутреннее законодательство рассчитаны на применение внутри страны всеми субъектами права, при этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. В Законе о регистрации в различных статьях содержится прямое указание на то, что регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя могут граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (см. ст. 5, 22.1). 1.2. В соответствии со ст. 9 Закона о регистрации при государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Данное положение Закона о регистрации представляется не вполне понятным – в каком случае может обращаться за государственной регистрацией лицо, уже зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя? Кроме того, это утверждение, на наш взгляд, противоречит п. 4 ст. 22.1 Закона о регистрации, в соответствии с которым не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве. Очевидно, это положение Закона о регистрации было актуально в течение 2004 г., когда происходила перерегистрация индивидуальных предпринимателей. В этот период заявления о регистрации в налоговые органы подавали предприниматели, зарегистрированные в таком качестве до 1 января 2004 г., а также граждане, желающие получить статус индивидуального предпринимателя. Скорее всего, приведенное положение ст. 9 следует понимать как то, что индивидуальный предприниматель может обращаться за государственной регистрацией изменений, возникших при осуществлении им предпринимательской деятельности (например, при регистрации нового вида деятельности). 1.3. Отсутствуют правовые нормы, исчерпывающе очерчивающие круг лиц, имеющих право обратиться с заявлением в регистрирующий орган и в последующем осуществлять предпринимательскую деятельность. Восполнять возникший пробел следует, отталкиваясь от факта, что предпринимательская дееспособность представляет собой составную часть его гражданско-правовой дееспособности. Уже с 14 лет гражданин вправе заключать сделки с согласия своих законных представителей, если иное не установлено законом. В связи с этим на страницах юридической литературы высказывались различные точки зрения, преобладающую часть которых можно разделить на две группы: 1) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью по достижении 14-летнего возраста; 2) ему для этого необходимо приобрести дееспособность в полном объеме. Мы придерживаемся первой точки зрения. В п. 1 ст. 27 ГК РФ содержится указание на то, что «несовершеннолетний, достигший 16 лет... занимается предпринимательской деятельностью». Это позволяет сделать вывод о длительности процесса (предпринимательской деятельности) ко времени наступления указанного события, момент возникновения которого (процесса) может быть связан с более ранним сроком, нежели достижение несовершеннолетним 16-летнего возраста. Следовательно, из смысла указанной правовой нормы прямо следует допускаемая законом возможность несовершеннолетних в означенном возрастном промежутке (14-16 лет) заниматься предпринимательской деятельностью с согласия их законных представителей. Поскольку индивидуальными предпринимателями могут быть несовершеннолетние граждане, достигшие 14 лет, то нет никаких оснований лишать права на предпринимательскую деятельность граждан, ограниченных в дееспособности. Указанный вывод следует из смысла и содержания термина «ограничение дееспособности». При этом следует отметить, что в силу установленных ГК РФ ограничений осуществление предпринимательской деятельности несовершеннолетним, не приобретшим в полном объеме дееспособность, и гражданином, ограниченным в дееспособности, будет затруднено, поскольку на каждую сделку потребуется согласие законных представителей таких предпринимателей. В то же время не вызывает сомнений тот факт, что не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью лица, признанные недееспособными в порядке, установленном ст. 29 ГК РФ. 2. Документы, представляемые в регистрирующий орган при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя Перечень документов содержится в п. 1 ст. 22.1 Закона о регистрации. Не перечисляя всех документов, остановимся лишь на некоторых вопросах. 2.1. Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме N Р21001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 (ред. от 09.03.2010) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей». 1) Фактически из представленного гражданином заявления не следует, что он обладает правом на ведение предпринимательской деятельности. В соответствии с разделом 13 заявления заявитель гарантирует только то, что сведения, указанные им (Ф.И.О., пол, дата и место рождения, гражданство, место жительства, виды экономической деятельности, данные основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, документа, подтверждающего приобретение дееспособности несовершеннолетним гражданином, и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства проживать на территории РФ), соответствуют представленным документам. При этом заявитель не гарантирует, что им при государственной регистрации не нарушены требования законодательства. В свою очередь нотариус, свидетельствуя подлинность подписи заявителя, не выясняет его дееспособность, не удостоверяет фактов, изложенных в заявлении и(или) других документах, представленных гражданином для государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а лишь подтверждает, что подпись сделана именно заявителем. 2) Согласно абзацу 6 раздела I Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, утвержденных Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@ (далее – МР), все разделы и пункты заявления подлежат обязательному заполнению, за исключением специально оговоренных МР пунктов. В связи с этим возникает вопрос: сможет ли гражданин зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица, например, при отсутствии у него телефона? В п. 8 раздела II МР допускается возможность неуказания факса (при его отсутствии). Для телефона такой возможности не предусмотрено. Из этого следует, что сведения о контактном телефоне являются обязательными для заполнения и их отсутствие в заявлении может повлечь за собой отказ в государственной регистрации. Это необоснованно (учитывая наличие у регистрирующего органа сведений о месте жительства заявителя и возможность частой смены номера телефона) и незаконно (поскольку ограничиваются права заявителя, не имеющего телефона). 3) Незаконным, на наш взгляд, является и требование, содержащееся в примечании 1 листа А заявления формы N Р21001, согласно которому требуется указание всех видов экономической деятельности, которыми будет заниматься гражданин после государственной регистрации. Фактически из данного требования вытекает косвенный запрет индивидуальному предпринимателю заниматься видами деятельности, данные о которых отсутствуют в ЕГРИП. Заметим, что в истории правового регулирования предпринимательской деятельности известны попытки ограничить дееспособность предпринимателей без образования юридического лица. Так, в п. 1 ст. 4 Закона РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 «О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации» (утратил силу с 01.01.2004 в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2003 N 169-ФЗ) содержалась норма, согласно которой гражданам запрещалось осуществлять виды деятельности, не указанные в свидетельстве о регистрации предпринимателя. В настоящее время дееспособность гражданина-предпринимателя является общей, а не ограниченной. Вызвано это, во-первых, общим характером дееспособности любого физического лица; во-вторых, тем, что согласно п. 1 ст. 22 ГК РФ дееспособность физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, может быть ограничена лишь в случаях и в порядке, которые установлены законом, который в настоящее время отсутствует. Вместе с тем следует указать на то, что требование, содержащееся в примечании 1 листа А заявления формы N Р21001, может создать определенные проблемы предпринимателю, поскольку осуществление последним деятельности, не указанной в ЕГРИП, может стать основанием для привлечения его к ответственности и(или) прекращения предпринимательской деятельности в принудительном порядке. На практике регистрирующие органы считают, что индивидуальный предприниматель не имеет права осуществлять деятельность, не указанную в заявлении о регистрации. Хотя в строго формальном смысле считать такую деятельность незаконным предпринимательством нельзя, так как под незаконным предпринимательством КоАП (ст. 14.1) и УК (ст. 171) понимают, в частности, деятельность, осуществляемую без регистрации физического лица в качестве предпринимателя. Если же предприниматель получил свидетельство о государственной регистрации, т.е. уже зарегистрирован в качестве предпринимателя, он обладает общей правоспособностью и может заниматься любыми не запрещенными законом видами деятельности, даже если они не указаны в его заявлении о регистрации. Один из путей выхода из сложившейся ситуации видится в изменении формулировки примечания 1 листа А заявления формы N Р21001 по аналогии с формулировкой аналогичного примечания листа И заявления формы N Р11001, где говорится о необходимости указания всех видов экономической деятельности юридического лица (соответственно будет указание на деятельность индивидуального предпринимателя), подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (соответственно – ЕГРИП), т.е. тех видов экономической деятельности, которые заявители считают нужным внести в ЕГРЮЛ (соответственно – ЕГРИП). Для индивидуального предпринимателя, как и для юридического лица, информация об осуществляемых им видах экономической деятельности, отраженная в ЕГРИП, важна не с позиций дееспособности, а с иных, в частности с позиций статистического учета, а также обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (см. Постановление Правительства РФ от 01.12.2005 N 713 (ред. от 31.12.2010) «Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска»; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 18.12.2006 N 857 «Об утверждении Классификации видов экономической деятельности по классам профессионального риска»). 2.2. Подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе). В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона о регистрации государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства, которым согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Абзац 2 п. 3 Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 21.05.2012) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» определяет место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение. Однако следует иметь в виду, что КРФ предоставляет гражданам право свободно выбирать себе место пребывания и жительства (ст. 27), поэтому здесь следует отметить два момента: 1) В соответствии с законом факт регистрации граждан по месту постоянного жительства или месту временного пребывания не определяет его реального места проживания. Однако на практике гражданин может зарегистрироваться в качестве предпринимателя только в том населенном пункте, где у него есть постоянная регистрация или (при ее отсутствии) временная регистрация. Если гражданин, не имеющий определенного места жительства, подтвержденного регистрацией, предпримет попытку зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, то, очевидно, ему придется через суд доказывать факт постоянного или преимущественного проживания в определенном месте. 2) Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не имеет значения, где будет осуществляться предпринимательская деятельность, в соответствии с императивной нормой Закона регистрация производится исключительно по месту жительства гражданина. Обратим внимание еще на одну проблему. В соответствии с п. 18 Правил регистрации регистрация граждан РФ по месту жительства производится путем проставления соответствующей отметки в их паспортах. Гражданам РФ, регистрация которых по месту жительства производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства. К числу таких документов согласно п. 5 Правил регистрации относятся свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста) и паспорт, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами РФ (для лиц, постоянно проживающих за пределами РФ). Из смысла пп. «ж» п. 1 ст. 22.1 Закона о регистрации вытекает, что он рассчитан именно на ситуацию, когда при регистрации по месту жительства был предъявлен паспорт, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами РФ, или когда заявителем является иностранный гражданин либо апатрид, имеющий вид на жительство. Однако в п. 7 раздела II МР говорится о том, что при отсутствии в паспорте гражданина РФ отметки о регистрации по месту жительства разд. 6 заявления формы N Р21001 заполняется на основании документа, подтверждающего регистрацию физического лица по месту пребывания на территории РФ. Очевидно, что причиной, подвигшей ФНС России на расширительное толкование нормы пп. «ж» п. 1 ст. 22.1 Закона о регистрации, явилась необходимость защиты прав и законных интересов иностранных граждан, апатридов, временно проживающих на территории Российской Федерации, а также россиян, по каким-либо причинам не имеющих отметки о регистрации по месту жительства. Это, очевидно, вызвано и тем, что так называемое временное проживание по месту пребывания может быть достаточно длительным. Более того, именно такое расширительное толкование, на наш взгляд, соответствует смыслу п. 1 ст. 27 КРФ, согласно которому каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В то же время не вызывает сомнения тот факт, что в процессе толкования ФНС России вышла за рамки своей компетенции, поскольку у нее отсутствуют полномочия на официальное толкование норм Закона о регистрации и тем более отсутствуют полномочия на издание актов, содержащих нормы, противоречащие нормам закона. Кроме того, непонятно, почему в таком случае гражданин, зарегистрированный, например, по месту жительства его родителей, но длительное время проживающий по другому адресу (нередко в другом населенном пункте), не имеет права зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя по месту своего временного пребывания. Указанные положения законодательства вызывают определенные сложности для граждан, желающих заняться предпринимательской деятельностью, при отсутствии у них подтвержденного формальной регистрацией места жительства, а также при фактическом проживании и намерении вести предпринимательскую деятельность вдалеке от места прописки. Как ни старались законодатели новой России заменить недемократический и нарушающий права человека на свободу выбора места жительства и свободу передвижения институт разрешительной прописки, действовавший в СССР, на институт уведомительной регистрации, следует признать, что регистрация граждан по месту жительства и привязка к ней многочисленных норм законодательства фактически дублирует институт прежней прописки. Многие юристы справедливо отмечают, что при определении места жительства (в контексте ст. 20 ГК РФ) не имеют значения место регистрации гражданина, место нахождения его имущества, место жительства супруга и другие подобные факты, поскольку ГК РФ не связывает с ними определение места жительства гражданина. Регистрация является лишь одним из доказательств преимущественного проживания гражданина по конкретному адресу и сама по себе не предопределяет решение вопроса о месте жительства гражданина. Правило о государственной регистрации только по месту жительства вряд ли можно признать справедливым и демократичным: оно лишает многих социально незащищенных, но способных к предпринимательской деятельности граждан возможности хотя бы попытаться самостоятельно поправить свои дела. По нашему мнению, положение Закона о регистрации об определении места жительства гражданина-предпринимателя только как места его регистрации противоречит КРФ, в частности ч. 1 ст. 37, которая гласит: «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию», а также ч. 1 ст. 34, которой установлено: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Кроме того, КРФ устанавливает, что права и свободы человека являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов (ст. 18), а ограничение прав и свобод человека может быть произведено только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, а также прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). В то же время, на наш взгляд, в целях защиты прав других участников гражданского оборота, возможности идентификации и скорейшего отыскания контрагентов по обязательствам, недопущения недобросовестного ведения дел место жительства индивидуального предпринимателя в целях его государственной регистрации должно быть определено четко и однозначно. Легче всего это сделать по формальному признаку, такому как регистрация по месту постоянного жительства, а при ее отсутствии – регистрация по месту пребывания либо по месту осуществления предпринимательской деятельности. Исследователи данной проблемы предлагают различные варианты ее решения. Представляются небезынтересными предложения о внесении изменений в подп. «д» п. 2 ст. 5 Закона о регистрации. Указанный абзац определяет понятие места жительства гражданина в целях его государственной регистрации в качестве предпринимателя. Мы предлагаем изложить его в следующей редакции: место жительства в Российской Федерации – адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту постоянного проживания, а если таковое отсутствует, то адрес, по которому он зарегистрирован по месту пребывания либо по месту осуществления предпринимательской деятельности (по выбору гражданина). Представляется, что при определении места жительства гражданина в такой последовательности будет соблюдено необходимое условие формального подхода к определению места жительства лица в целях регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя и не будут ущемлены права лиц, не имеющих на территории Российской Федерации «постоянной прописки». В то же время граждане будут иметь возможность зарегистрироваться в качестве предпринимателя по месту временной регистрации или же по месту осуществления предпринимательской деятельности. 2.3. Нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним). Неизвестно, по какой причине нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на ведение предпринимательской деятельности несовершеннолетним разд. 10 заявления формы N Р21001 отнесено к основаниям приобретения дееспособности. Данная формулировка входит в противоречие с ГК РФ, согласно которому несовершеннолетний приобретает полную дееспособность лишь по двум основаниям: вступив в брак в соответствии с нормами семейного законодательства РФ либо пройдя через процедуру эмансипации. Иные основания не предусматривает ни ГК РФ, ни какой-либо другой закон. Также непонятно, по каким причинам в число документов, подтверждающих право несовершеннолетнего обращаться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя, не включено свидетельство о расторжении брака. Вместе с тем вполне реальна ситуация, когда несовершеннолетний, вступив в брак, расторгнул его до наступления своего совершеннолетия. При этом в соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 21 ГК РФ приобретенная несовершеннолетним в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения им 18 лет. Другими словами, возникает парадоксальная ситуация: гражданин обладает полной дееспособностью, но при отсутствии свидетельства о заключении брака реализовать ее не может. В таком случае требование регистрирующим органом нотариально удостоверенного согласия родителей или усыновителей незаконно, поскольку оно ограничивает дееспособность гражданина. 3. Основания для отказа в государственной регистрации Законом о регистрации (п. 4 ст. 22.1, п. 1 ст. 23) предусмотрены следующие основания для отказа гражданину в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя: 1) не представлены определенные п. 1 ст. 22.1 указанного Закона необходимые для государственной регистрации документы; 2) соответствующие документы представлены в ненадлежащий регистрирующий орган; 3) не утратила силу государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек годичный срок со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью. 1) Наиболее часто регистрирующий орган отказывает заявителю в государственной регистрации по причине непредставления заявления. В настоящее время, как уже отмечалось выше, регистрирующие органы придерживаются следующей практики: в случае незаполнения заявителем разделов и пунктов заявления, подлежащих обязательному заполнению, документ считается непредставленным. Такой отказ представляется нам абсолютно незаконным, поскольку налоговые органы фактически переводят количественный критерий (представление не всех документов) в качественный (несоответствие представленных документов требованиям законодательства). Выход из сложившейся ситуации видится в возврате такого основания для отказа в государственной регистрации, как отказ по причине несоответствия состава сведений, содержащихся в представленных на государственную регистрацию документах, требованиям Закона о регистрации, по аналогии с п. 10 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, который был утвержден Указом Президента РФ от 8 июля N 1482 (утратил силу с 1 января 2004 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 28.11.2003 N 1410). 2) Второе основание отказа в государственной регистрации применяется при обращении в регистрирующий орган не по месту жительства, а при отсутствии у гражданина регистрации по месту жительства – не по месту временного пребывания. 3) В отношении третьего основания следует указать на то, что законодатель не посчитал социально опасной несостоятельность (банкротство) гражданина, не являющегося предпринимателем. В результате это может привести к парадоксальной ситуации: официально признано, что гражданин не в состоянии удовлетворить требования кредиторов по обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, но это не мешает ему зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, чтобы «поправить пошатнувшееся положение» за чужой счет. И хотя сказанное в настоящий момент не является актуальным, т.к. в соответствии с п. 2 ст. 231 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 07.12.2011) «О несостоятельности (банкротстве)» положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу изменений и дополнений в ГК РФ, регулирующих банкротство указанной категории граждан, это не устраняет необходимости внесения соответствующих изменений в Закон о регистрации (п. 4 ст. 22.1) и ст. 208 («Последствия признания гражданина банкротом») ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Также следует отметить, что регистрирующим органам на практике зачастую бывает сложно отследить факты признания гражданина несостоятельным (банкротом), прекращения в принудительном порядке его предпринимательской деятельности без образования юридического лица либо лишения права заниматься предпринимательской деятельностью при смене гражданином места жительства (места пребывания). Это вызвано тем, что не отработана система запросов в регистрирующие органы по прежнему месту жительства (месту пребывания) гражданина и не создана единая база данных на граждан, в отношении которых вынесены соответствующие решения суда. Заметим, что в силу закрытого перечня оснований для отказа в настоящее время незаконным будет являться отказ в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя несовершеннолетнему в возрасте до 14 лет, а также гражданину, признанному недееспособным, при условии представления ими всех необходимых документов. Между тем случаи обращения указанных категорий граждан имеют место быть. Более того, уже есть примеры как регистрации 12-13-летних граждан в качестве индивидуальных предпринимателей, так и обжалования ими отказа в государственной регистрации. Еще в конце мая 2004 г. в один из районных судов г. Москвы родителями 11-летнего ребенка был подан иск о признании недействительным решения налоговой инспекции N 46 об отказе в государственной регистрации их сыну. Суд в иске отказал, сославшись на то, что правом на осуществление предпринимательской деятельности обладают подростки, достигшие 14 лет. И хоть реакцию суда и регистрирующего органа можно понять, но тем не менее решения обоих органов государственной власти не опирались на нормы действующего законодательства. Незаконным также будет отказ в регистрации недееспособному гражданину или в случае установления несоответствия действительности сведений, изложенных заявителем в представленных регистрирующему органу документах, а также в случае иных нарушений заявителем в процессе государственной регистрации норм законодательства РФ. Выход из сложившейся ситуации один – это расширение перечня оснований для отказа в государственной регистрации. Так, в частности, более удачна следующая редакция п. 4 ст. 22.1 Закона о регистрации: «Не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве либо лицо не обладает правом заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе в случае, когда не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью». Евгений Матвеев Источник: Первый пермский правовой портал Материалы по теме