Административная ответственность за нарушение строительного законодательства в Российской Федерации является средством охраны правопорядка, элементом государственного управления и одним из способов укрепления законности при осуществлении строительной деятельности. Статья 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушения в сфере строительства. Введение данной статьи преследовало цель по обеспечению качества строительства, эксплуатационной надежности зданий, строений, сооружений. Обязательность и актуальность государственного контроля за строительством и эксплуатацией объектов строительства продиктована тем, что в результате самовольного (без соответствующего разрешения) строительства затрудняется осуществление планов архитектурной застройки городов и иных поселений, искажается их облик, нарушаются права и интересы граждан, создается угроза общественной безопасности, в том числе пожарной безопасности. Строительство зданий, строений и сооружений осуществляется на основе проектной документации, которая разрабатывается в соответствии с градостроительной документацией, строительными нормами и правилами, согласовывается с органами архитектуры и градостроительства, государственного строительного надзора. Часть 1 статьи 9.5 КоАП РФ предусматривает ответственность за строительство и реконструкцию объектов капитального строительства без разрешения на строительство, в случае если для осуществления строительства, реконструкции объектов предусмотрено получение разрешений на строительство. Указанные нарушения влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток. Эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию, за исключением случаев, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти до двадцати тысяч рублей (ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ). Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов. Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке. Субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 ст. 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик ( заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу ст. 51 Градостроительного кодекса РФ на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство. Именно такие разъяснения по применению данной нормы права дает Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Учитывая большую значимость соблюдения законодательства в области строительства, прокуроры Пермского края ежегодно планируют и проводят проверки в указанной сфере. Как показывает практика, наиболее часто прокурорами выявляются правонарушения, предусмотренные ч. 1 и ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ. В 2010 году прокурорами в Арбитражный суд Пермского края направлено 12 заявлений о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности по ч. 1 и ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ, в истекшем периоде 2011 года направлено 13 таких заявлений. Так, прокурором Пермского района при проведении проверки по обращению инициативной группы ТСЖ дома, расположенного в п. Горный, выявлено строительство объекта без разрешения на строительство, а именно организация-застройщик – ОАО «Строительно-монтажный трест N 14» (далее – Общество) – на земельном участке, принадлежащем Обществу на праве собственности, провела инженерно-геологические работы, осуществила пробную забивку свай, заложила фундамент, начала возведение объекта, произвела ограждение участка, оборудовала площадку для складирования строительных материалов. При этом разрешение на строительство у Общества отсутствовало. Прокурор усмотрел в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ. Арбитражный суд Пермского края с предложенной прокурором квалификацией действий Общества согласился и вынес решение о привлечении Общества к административной ответственности, назначив наказание в виде штрафа в сумме 500 000 рублей. Апелляционная жалоба Общества на указанное решение была оставлена Семнадцатым арбитражным апелляционным судом без удовлетворения. Этим же прокурором неоднократно выявлялись факты самовольного возведения и эксплуатации объектов капитального строительства без разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию. В частности, по заявлениям прокурора Пермского района дважды была привлечена к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ ИП Немировская О.В. и назначен административный штраф в размере 1000 рублей за каждое правонарушение. Следует иметь в виду, что разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляют собой различные по правовой природе документы. Они удостоверяют разные юридические факты и порождают разные правовые последствия. Поэтому факт наличия у застройщика разрешения на строительство не освобождает его от получения разрешения на ввод построенного объекта в эксплуатацию. По поручению прокуратуры Пермского края в ходе проверки прокуратурой Пермского района выявлен факт эксплуатации автомобильной дороги «Восточный обход г. Перми», являющейся объектом капитального строительства, при отсутствии разрешения на ввод данной дороги в эксплуатацию. Заказчиком (застройщиком) работ по строительству данного объекта выступило ГАУ «Управтодор». Арбитражным судом ГАУ «Управтодор» было привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Аналогичные наказания назначены арбитражным судом ГАУ «Управтодор» за такие же правонарушения при эксплуатации автодороги «Южный обход г. Перми» и автодороги Пермь – Березники (обход п. Полазна). Также в ходе проведения прокурорских проверок выявлялись факты эксплуатации без разрешения на ввод в эксплуатацию таких объектов капитального строительства, как здание физкультурно-оздоровительного комплекса «Олимпийский» (г. Краснокамск), здание магазина (г. Чердынь), то есть объектов с массовым пребыванием людей. Правонарушители по заявлениям прокуроров привлечены к административной ответственности. На практике очень часто возникает вопрос: кто является субъектом ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ: тот, кто первый ввел объект в эксплуатацию, либо лицо, которое непосредственно эксплуатирует данный объект без соответствующего разрешения. Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» ответил на этот вопрос, разъяснив, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, непосредственно осуществляющее эксплуатацию объекта капитального строительства. В том случае, если эксплуатация осуществляется несколькими лицами одновременно, к административной ответственности может быть привлечено каждое из таких лиц, а не только то лицо, которое начало эксплуатировать соответствующий объект первым. Таким образом, к административной ответственности могут привлекаться также арендаторы зданий, которые должны были перед заключением договоров аренды удостовериться в наличии всех документов, касающихся законности эксплуатации объекта. В текущем году Арбитражным судом Пермского края по заявлениям прокуроров городов и районов Пермского края привлечено к административной ответственности 9 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в сфере строительства, в прошлом году – 5. Административная ответственность за нарушения строительного законодательства служит не только механизмом наказания виновных лиц за несоблюдение установленного порядка строительства объектов капитального строительства и ввода их в эксплуатацию, но и оказывает мотивирующее воздействие на физических и юридических лиц в целях строгого соблюдения правовых норм строительного законодательства. Тем самым обеспечивается безопасность строительных работ, создающих угрозу для жизни и здоровья человека, предотвращается эксплуатация некачественных зданий и сооружений, предупреждается совершение новых правонарушений в указанной сфере. О.В. Бабушкина, заместитель начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пермского края, старший советник юстиции Источник: «Вестник прокуратуры Прикамья» Материалы по теме