В связи с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс РФ и КоАП РФ, вопрос о применении административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства стал особенно актуальным. Федеральный закон от 23.07.2013 г. № 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» по-новому сформулировал ст. 15.14 КоАП РФ, а именно – уточнил объективную сторону правонарушения. Его предметом стали однозначно указывать денежные средства всех уровней бюджетной системы, в т.ч. краевого и местного. Значительно увеличена санкция для должностных лиц – с 4-5 тыс. рублей до 20-50 тыс. руб., либо дисквалификация. Санкция для юридических лиц установлена в новом размере – от 5 до 25 % от суммы нецелевого использования средств. Последнее немаловажно, так как, начиная с 2005 г., Арбитражным судом сформирована практика прекращения административных производств данной категории по заявлениям привлеченных к административной ответственности лиц за малозначительностью, поскольку в абсолютном большинстве случаев размер нецелевого использования бюджетных средств был несоразмерен ранее действовавшей санкции. Уточнен и предмет правонарушения – денежные средства бюджетной системы РФ, определен субъект правонарушения, усилены меры ответственности. Также введены новые составы административных правонарушений, такие как неперечисление, либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом, нарушение условий предоставления бюджетного кредита, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, нарушение порядка предоставления бюджетной отчетности и пр. Все это увеличивает объем работы органов финансово-бюджетного контроля, ведь в действиях должностных лиц нередко можно обнаружить признаки составов указанных правонарушений. Согласно ст. 23.7.1 КоАП РФ дела об указанных правонарушениях рассматривает орган исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. В настоящее время этим органом является Министерство финансов Пермского края. В свою очередь Министерство финансов может передать дело на рассмотрение мировому судье, за исключением административных правонарушений, предусматривающих санкцию в виде дисквалификации. Существенно были дополнены нормы федерального законодательства, регулирующие процедуру возбуждения дел об административных правонарушениях. В связи с этим подлежит отмене Закон Пермского края от 30.08.2010 № 666-ПК «О должностных лицах, которые вправе составлять протоколы, и уполномоченном органе, который вправе рассматривать дела об административных правонарушениях в области финансов», который не полностью выполнил свою функцию. Следуя внесенным изменениям, протоколы об административных правонарушениях предусмотренных статьями 15.11, 15.14 - 15.15.16 КоАП РФ вправе составлять только уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов субъектов РФ и уполномоченные должностные лица Министерства финансов Пермского края. Должностные лица контрольно-счетных органов местного самоуправления лишены права возбуждать данные административные производства, следовательно обязаны незамедлительно направлять имеющиеся материалы, содержащие сведения о фактах правонарушений в данной сфере, в КСП Пермского края, либо в Министерство финансов региона для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях. В свою очередь Прокуратурой края в ближайшее время будет принято решение о мерах прокурорского реагирования в целях приведения нормативно-правовых актов органов государственной власти Пермского края в соответствие с федеральным законодательством. Дмитрий Третьякович, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства в финансово-бюджетной сфере Первый пермский правовой портал Материалы по теме