Источники личного характера Источники личного характера, если рассматривать их в исторической перспективе, являются наиболее древними. Их корни лежат в традиционных обществах, и они связаны с использованием доминирующих в этих обществах благ – тех, что носят личный характер. Примером подобных благ могут служить солидарность и патернализм, предпосылкой для проявления которых обычно служит личный статус человека в конкретных общественных отношениях. В частности, принадлежность к конкретной семье (роду) позволяет человеку надеяться на солидарность этой семьи (рода) в сложных жизненных обстоятельствах. Общую идею перераспределения благ в традиционном обществе можно выразить примерно следующим образом: «человек, у которого есть запасы, должен делиться ими с теми, у кого их нет». Обычай делиться понятен в общине, где каждый время от времени рискует оказаться в затруднительном положении, так что именно голод и нужда делают людей щедрыми, поскольку каждый таким путем страхует себя от голода. Тот, кто нуждается сегодня, получает помощь от того, кто может оказаться в нужде завтра. Таким образом, социально-экономической предпосылкой формирования в традиционных обществах источников благ, в основе которых лежит солидарность, является подверженность всех членов определенной группы одинаковым рискам, угрожающим возникновением недостаточности средств для жизнеобеспечения (или, как говорят в современных обществах, социальным рискам). Принадлежность человека к группе, опосредуемая солидарностью, служит социальной гарантией его жизнеобеспечения в трудные времена. Также отметим, что принадлежность человека к определенной семье (роду) является в традиционном обществе предпосылкой для наличия у него еще одного личного блага – проявляемого в отношении члена семьи (рода) патернализма лидера общины. При этом в традиционных обществах основной задачей патернализма, в отличие от солидарности, является не жизнеобеспечение в части основных благ, а предоставление дополнительных благ. Вследствие этого патернализм облекается, прежде всего, в форму так называемой «щедрости вождя», имеющей публичный характер. В отношении данного источника благ, основанного на патернализме, можно сказать следующее. Щедрость – существенный атрибут власти у большинства народов, находящихся на раннем уровне социально-экономического развития. Хотя вождь не пользуется материальными привилегиями, он должен иметь под рукой запасы пищи, инструментов, оружия и украшений. Если у отдельного человека, семьи или же у всей группы появляется какое-то желание или потребность в чем-то, они обращаются к вождю, чтобы тот решил их проблему, поэтому щедрость является тем достоинством, которое желают видеть у нового вождя. От щедрости зависит степень признания и поддержки вождя общиной. Солидарность и патернализм, столь важные в традиционных обществах для жизнеобеспечения людей, продолжают существовать и в модернизированных обществах. На помощь в подобные времена в силу своего статуса в этих обществах может надеяться человек, который участвует в таких отношениях, как: 1) отношения «работодатель – работник»; 2) отношения «государство – гражданин»; 3) отношения «религиозная община – верующий»; 4) отношения «одаряемый – благотворитель» (если последние отношения обладают достаточной степенью стабильности) и т.д. По поводу благотворительности необходимо специально отметить следующее. Благотворительность, в том числе объединенная с патернализмом, практически всегда является значимым инструментом социального обеспечения. В частности, большинство пенсий практически до начала XX в. выплачивалось на благотворительных началах. Именно подобному обстоятельству мы обязаны тем, что один из современных институтов, гарантирующих получение пенсий по старости (возрасту), носит имя «фонд» – наименование экономико-правовой конструкции, созданной для осуществления благотворительной деятельности, хотя деятельность соответствующего современного института (в частности, негосударственных пенсионных фондов), в отличие от его исторического прототипа, является далеко не благотворительной. Благотворительный характер имеет и достаточно часто встречающаяся в современных обществах безвозмездная помощь пожилым. Источники имущественного характера Источники имущественного характера представляют собой изобретение более нового времени, чем источники личного характера. Они присущи преимущественно модернизированным обществам. В их основе лежат конкретные целевые имущественные блага. Примером могут служить известные большинству современных правовых систем индивидуальные банковские вклады в сберегательных банках (кассах) на цели обеспечения в старости, взносы и выплаты по добровольному страхованию жизни при достижении пенсионного возраста (а также опосредующий их страховой фонд), взносы и выплаты в рамках пенсионных схем, реализуемых с участием негосударственных (частных) пенсионных фондов, и пр. Все эти источники имеют в своей основе материальные (имущественные) блага, а соответствующие отношения регулируются гражданско-правовыми договорами. Существенной особенностью данных отношений является то, что соответствующие блага обычно не формируются одномоментно. Они индивидуально или коллективно собираются (накапливаются, хранятся) в течение всей или значительной части активной жизни человека. Хранение материальных ресурсов (создание запасов, резервов) позволяет обеспечить равномерность поступления и убытия благ, а вместе с тем и устойчивость положения человека в будущем. В то же время долгосрочность соответствующих гражданско-правовых договоров препятствует такому установлению их условий, которое позволило бы сбалансировать интересы сторон на весь период действия договора (о чем еще будет говориться далее). Обратимся теперь еще к одному важному вопросу – использованию денежной формы для сохраняемых благ. Использование денежной формы для формирования сохраняемых благ можно, в частности, обосновать тем, что денежные средства представляют собой имущество, которое «не портится при хранении» (если, конечно, не рассматривать в качестве такой «порчи» воздействие на них инфляционных процессов, что предполагает необходимость инвестирования сохраняемых средств). В то же время наличие у сохраняемых благ денежной формы имеет и свои отрицательные черты. Очевидно, что пенсионеров не интересуют деньги как таковые (т.е. цветные куски бумаги с портретами национальных героев или рисунками достопримечательностей), их в первую очередь интересует потребление – пища, одежда, обогрев, медицинская помощь и т.п. Но так как сами пенсионеры, по общему правилу, не участвуют в создании интересующих их натуральных благ, то без прямого или косвенного участия молодого поколения (которое, по общему правилу, и создает эти блага) накопленные пенсионерами денежные средства утрачивают свою потребительскую ценность. Действительно, без упомянутого участия соответствующие средства не могут быть обменяны на реальные (натуральные) потребительские блага. Это фактически предполагает проявление солидарности (прямой или косвенной) молодого поколения со старшим. Солидарность же представляет собой некоторое благо личного характера, что свидетельствует о принципиальной невозможности ограничиться при формировании источников благ в старости исключительно источниками имущественного характера, т.е. теми источниками, в основе которых лежит только конкретное имущество и которые не связаны, в частности, ни солидарностью, ни патернализмом. В то же время не вызывает сомнения, что степень зависимости от молодого поколения пенсионера, обладающего денежными средствами, поступающими из источников имущественного характера, не идет ни в какое сравнение со степенью зависимости от упомянутого поколения тех представителей старшего поколения, которым предоставляется жизнеобеспечение исключительно из источников личного характера и в натуральной форме. Действительно, именно денежная форма благ, предоставляемых пенсионеру в целях жизнеобеспечения, позволяет последнему иметь максимально возможную свободу при создании условий жизни, учитывающих его конкретные интересы. В рыночной экономике деньги обладают функцией универсального эквивалента практически любых имущественных (и ряда духовных) благ. Вследствие этого предоставление пенсионеру в собственность денежных сумм (сумм пенсий), которые периодически выплачиваются из источников имущественного характера и имеют конкретную, четко регламентированную величину, обеспечивает ему в современном обществе значительный уровень автономии, гарантируя действие в отношении пенсионера принципов свободы, равенства, индивидуализма и самостоятельности. В отличие от этого источники личного характера, даже в тех случаях, когда они обеспечивают получение человеком в старости всех необходимых ему имущественных и личных благ, предполагают доминирование прямой зависимости последнего от других лиц, в частности в режиме солидарности или патернализма, что в существенной степени ограничивает действие принципов рыночной экономики. Кроме того, к отрицательным аспектам источников личного характера (фактически личных гарантий передачи имущественных благ) относится то, что существование подобных гарантий еще не означает, что имущественное положение гаранта (спонсора) позволит ему надлежащим образом исполнить свои обязательства, а моральные принципы не дадут гаранту (спонсору) пренебречь своими обязанностями. При формировании источников личного характера по большей части не проверяется существование у него имущества, достаточного для исполнения возложенных обязанностей. В частности, объем предоставляемых из таких источников благ обычно заранее не конкретизируется, что позволяет – в соответствии с изменением обстановки и потребностей человека – гибко увеличивать (или уменьшать) его в режиме: «Добавляю столько, сколько не хватает, но с учетом имеющихся у меня возможностей». Однако гибкость источников личного характера (источников, основанных на личных благах) является не только их положительным свойством. Подобная гибкость может становиться причиной неравенства людей в старости, а возможно, и нестабильности их доходов, приводя зачастую к возникновению в отношении пенсионеров элементов произвола. Кроме того, в отсутствие у человека семьи, что нередко в современном обществе, либо при неразвитости институтов благотворительности или иных источников личного характера подобные источники не могут служить надежной гарантией обеспеченности человека в старости. Таким образом, источник личного характера – это гибкий (динамичный), но зачастую недостаточно надежный элемент в системе социальных отношений. Что же касается источников имущественного характера, то их положительным аспектом является то, что они «замкнуты» на объект (конкретное имущество), которое по своей природе обычно стабильно и статично, а не на личность некого «спонсора». Минусом источников имущественного характера служит то, что обеспечиваемые ими автономия личности, стабильность и равенство являются по своей природе формальными – во многом игнорирующими индивидуальные особенности людей и специфику конкретных ситуаций, в которые последние попадают. Размер соответствующего имущества (вкладов в банке, страховых взносов и страховых сумм по страхованию жизни, пенсионных взносов и средств на пенсионных счетах, вкладов в инвестиционные фонды и пр.), а также величина фиксированного процента на соответствующие средства (например, процента по вкладам, по страховым суммам) или фиксированная доля доходов, получаемых от инвестирования средств фонда (например, доля дохода от инвестирования средств, вложенных в негосударственный (частный) пенсионный или инвестиционный фонд), являются формально и достаточно жестко определенными, т.к. и размер имущества, и величина процента, и доля дохода – все это регулируется условиями гражданско-правовых договоров, лежащих в основании соответствующих обязательств и заключенных между заинтересованными лицами. В то же время рынку присущ риск, и поэтому существует вероятность, что: 1) накопленное имущество может обесцениться, в частности, в результате инфляции, превосходящей конкретные проценты или долю дохода, которые обещаны гражданско-правовым договором; 2) в силу долгосрочности пенсионных отношений стороны этого договора не смогут предусмотреть в нем условия, которые на практике одинаково выгодны обеим его сторонам. Вышеназванное может изменить потребительскую ценность накопленного и инвестируемого имущества, что требует формирования специальных инструментов, которые позволили бы гарантировать предоставление за счет данного имущества средств, достаточных для жизнеобеспечения в старости, и, соответственно, обеспечить реальную, а не формальную стабильность пенсионных обязательств при негативном изменении социально-экономических условий. Такими инструментами в современном обществе служат системы, сформированные из различных видов источников предоставления благ, в частности, источников личного и имущественного характера. При этом данные системы можно разделить на системы источников: 1) сформированные для основного пенсионного обеспечения; 2) сформированные для дополнительного пенсионного обеспечения. Даже в том случае, когда при значительной инфляции или в иных критических ситуациях формальные и жесткие (численно определенные) условия исполнения соответствующего гражданско-правового обязательства не будут нарушены и лицо получит денежную сумму, характеризуемую абстрактной (числовой) величиной, которая заранее оговорена в условиях соответствующего договора и математически однозначно определима, размер этой суммы может не позволить в силу, например, той же самой инфляции рассматривать ее в качестве средств к существованию, адекватных ожиданиям и потребностям человека. И только вмешательство семьи, благотворительных организаций, общины, патерналистски настроенных государства или работодателя либо иных субъектов и образований, обеспечивающих функционирование источников личного характера, может откорректировать дефектность источников имущественного характера, предоставив – в режиме источника личного характера («добавляю столько, сколько не хватает, но с учетом имеющихся у меня возможностей») – дополнительные средства, необходимые для обеспечения пенсионеру достойного уровня жизни. О важности источников личного характера (личных гарантий) для достойного обеспечения человека в старости свидетельствует пример такого механизма защиты пенсий от инфляции, как индексация Действительно, индексация обычно осуществляется в режиме «добавляю столько, сколько не хватает, но с учетом имеющихся у меня возможностей», и в ее основе лежит такое личное благо, как патернализм, проявляемый конкретным «спонсором» (государством, работодателем и пр.). Индексация является изобретением относительно недавнего времени. Например, в Великобритании первый закон, вводящий индексацию пенсий, был принят только в 1920 г. Предпосылкой стала огромная инфляция, которая возникла после окончания Первой мировой войны. Данный закон имел своей целью облегчить положение пенсионеров, работавших до ухода на пенсию в публичном секторе экономики и получавших самые маленькие пенсии. Что же касается трудовых пенсий в целом, то в Великобритании большая часть их стала полностью и ежегодно индексироваться от инфляции только с 1971 г. Из всего вышесказанного можно заключить, что в модернизированном обществе, основанном на рыночной экономике, наиболее эффективными являются не те источники благ в старости, которые имеют либо исключительно имущественный, либо исключительно личный характер, а комплексные (системные) источники, в режиме которых присутствуют элементы обоих видов упомянутых источников (лично-имущественные источники благ). Необходимо отметить, что в этих комплексных источниках обычно преобладающее значение имеют элементы, которые присущи источникам имущественного характера. Данные элементы позволяют гарантировать конкретно (математически) определенный объем свободы (автономии) и равенства человека в период старости. Существование же в комплексных источниках элементов, которые присущи источникам личного характера (личных элементов), позволяет опираться при предоставлении средств к существованию в старости не только на основные ценности современных обществ (имущественные блага), но и на основные ценности обществ традиционных (личные блага), что способствует повышению уровня заботливости, проявляемой в отношении к пенсионера. В число используемых для этого личных благ входят уже упомянутая ранее солидарность с человеком окружающих его лиц и патернализм социальных образований, участником которых он является, а также лидеров данных образований. Причем в силу доминирования в рыночной экономике принципов свободы (автономии) и равенства эта солидарность возникает, а патернализм проявляется только в критических случаях, когда на основе одних только источников имущественного характера становится невозможно обеспечить достойный уровень жизни пенсионеру. Итак, в современных экономически развитых обществах в основе источников, которые имеют своей целью предоставление благ в старости, лежат как имущественные, так и личные блага. Вследствие этого такие источники обычно конструируются в форме систем источников, в число элементов которых входят источники имущественного характера, источники личного характера и лично-имущественные (комплексные, системные) источники. Примером подобной системы источников служит обязательное пенсионное страхование, основанное на солидарности (поколений) и патернализме (государства и работодателя). Механизм данного страхования используется в России при формировании страховой части трудовой пенсии, и страховщиком в этом страховании является Пенсионный фонд Российской Федерации. Рассмотрим механизм данного страхования более подробно. Основным источником имущественного характера являются страховые выплаты (пенсии). Данные выплаты осуществляются за счет страхового фонда, в котором аккумулируются обязательные страховые взносы. Это позволяет рассматривать и страховое взносы, и страховой фонд также в качестве источников благ в старости. В то же время данные источники являются, в отличие от страховых выплат (пенсий), непрямыми (косвенными) источниками благ по отношению к пенсионеру. И страховые взносы, и страховой фонд имеют лично-имущественный характер, так как укреплены личным элементом. Для обязательных страховых взносов соответствующим личным элементом является патернализм государства, функционирующий совместно с патернализмом работодателя. Именно вследствие своего патернализма государство устанавливает обязательность уплаты страховых взносов, укрепляя этим данный источник. Что же касается патернализма работодателя, то в обязательном пенсионном страховании он в определенной степени производен от патернализма государства. В обязательном пенсионном страховании патернализм работодателя проявляется прежде всего в том, что работодатель в силу прямого указания закона (т.е. государства) способствует уплате данных взносов за счет результатов труда работников и, возможно, иных средств, укрепляя данный источник своими организационными мерами (мерами по организации уплаты страховых взносов). При этом присутствие «следов» личного блага (патернализма) в страховых взносах не превращает их в источники личного характера, так как основным содержанием данных взносов продолжает оставаться конкретный размер имущества, передаваемого в страховой фонд вследствие их уплаты. В то же время патернализм оказывается «вмонтированным» в этот непрямой (косвенный) источник благ старости, являясь его неотъемлемой частью. Неявным образом входит в страховые взносы и солидарность поколений. Действительно, размер страховых взносов является, в том числе, следствием совместного решения молодого и старшего поколений в отношении того, в каком объеме молодое поколение хочет, а старшее поколение требует проявления солидарности поколений. При этом следует отметить, что в решении вопроса об объеме проявляемой солидарности на стороне молодого поколения (в качестве составной и зачастую наиболее активной его части) участвуют работодатели, мнение которых в отношении размера страховых взносов является достаточно весомым. Солидарность поколений служит личным элементом не только для страховых взносов, но и для страхового фонда. Она представляет собой определенный фактор, который жестко «вмонтирован» в этот источник и служит задаче «укрепления» формирования и целевого использования его средств. Евгений Матвеев Источник: Первый пермский правовой портал Материалы по теме