Раздел III: «Гражданское право» 1. С введением в действие Закона об ОСАГО,1 появилась реальная возможность возмещать вред, причиненный дорожно-транспортным происшествием. Вместе с тем количество судебных споров, связанных с возмещением вреда при дорожно-транспортных происшествиях, значительно возросло. Значительный объем таких споров связан с определением ответственного лица и размера компенсационных выплат, причитающихся потерпевшему при наступлении страхового случая. 2. При заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности страхователем является собственник транспортного средства. Лицо, управляющее транспортным средством (законный владелец) и не являющееся его собственником, в силу закона обязанное застраховать свою ответственность, не сможет это сделать, даже если оно будет указано в страховом полисе как водитель, имеющий право управления транспортным средством. При наступлении страхового случая возникает гражданская ответственность страхователя – собственника, а не лица, на самом деле причинившего вред. 3. Положение ст. 4 Закона об ОСАГО, о том, что на каждый автомобиль должен быть свой страховой полис не соответствует требованиям ст. 1079 ГК РФ,2 поскольку причинителем вреда является владелец источника повышенной опасности, а не он сам по себе. Хотя его владелец не может управлять несколькими транспортными средствами одновременно, он вынужден страховать свою ответственность несколько раз – по числу имеющихся в его собственности автомобилей. Несмотря на то, что деликтная ответственность у него одна, неделима, ее нельзя передать третьим лицам и ее размер не зависит от количества имеющихся у него автомобилей, а напрямую зависит от размера причиненного ущерба. 4. Судебная практика исходит из того, что, чем больше у собственника автомобилей, тем выше риск его гражданской ответственности, но почему? Ответ очевиден: данное обстоятельство выгодно страховой компании, ибо страховой случай связан с использованием автомобиля, а управлять одно лицо может одновременно только одним автомобилем, риск наступления страхового случая не увеличивается, так как другие автомобили в данный момент не используются. Однако страховщик получает страховые премии от одного водителя по числу имеющихся у него автомобилей. Данное положение вещей несправедливо.3 5. Следовательно, возникает вопрос, почему собственник автомобиля должен страховать свою гражданскую ответственность несколько раз? Вопрос о законности страхования каждого транспортного средства был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ3 и разрешен в постановлении следующим образом: «…обязанность страхования риска гражданской ответственности применительно к каждому транспортному средству, независимо от их общего количества у одного владельца, не означает умножение бремени содержания имущества …». 6. С высказанной КС РФ точкой зрения трудно согласиться, поскольку транспортное средство вне его использования не является источником повышенной опасности, следовательно, не представляет опасности для окружающих, не повышает угрозу наступления страхового случая, поскольку ГК РФ и Закон об ОСАГО связывают наступление страхового случая с использованием транспортного средства. Что же касается того, что страхование каждого транспортного средства не увеличивает бремя содержание имущества, то КС РФ пришел к парадоксальному выводу. 7. Осуществлять страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств целесообразно не на каждый автомобиль, как в настоящее время, а на водителя. Водитель, страхуя свою гражданскую ответственность, будет обязан вписывать в страховой полис транспортное средство, которым собирается управлять, а не других водителей, что позволит ему избежать лишних имущественных потерь. Поскольку обязательство из причинения вреда тесно связано с личностью виновного (водителя транспортного средства), в данном случае страховое возмещение будет уплачивать страховая компания водителя, а не собственника автомобиля, что более справедливо. 8. Такой подход к страхованию автогражданской ответственности практически не потребует серьезных изменений в законодательстве. Надо лишь внести соответствующие изменения в Закон об ОСАГО и Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств5. Литература: 1. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», ред. от 28.12.2010/Российская газета, № 80, 07.05.2002. 2. Гражданский кодекс РФ. Часть 2. Глава 59. от 26.01.1996 14-ФЗ ред. от 07.02.2011//СЗ РФ.1996. № 5. Ст. 1079. 3. Снегирев Д.А. «О страховании автогражданской ответственности»//Хозяйство и право. № 12. 2009. С. 111-113. 4. Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 N 6-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»//Вестник Конституционного Суда РФ, № 4, 2005. 5. «Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263 ред. от 08.08.2009//Собрание законодательства РФ, 19.05.2003, N 20, ст. 1897. © Ложкин М.С., 2012 Ложкин М.С., студент, научный руководитель: преподаватель Кутовой М.С., Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме