Раздел VII: «Международное право» В настоящее время транснациональные корпорации (ТНК) можно смело считать одним из важнейших элементов развития мировой экономики и международных экономических отношений. Они действуют через свои дочерние предприятия и филиалы в десятках стран мира по единой научно-производственной и финансовой стратегии, обладают громадным научно-производственным и рыночным потенциалом1. Результаты деятельности ТНК могут быть как положительными, так и отрицательными. К последним можно отнести, прежде всего, ущерб, причиняемый окружающей природной среде. При этом вред, причиненный природе, может распространяться далеко за пределы одного государства и достигать международного масштаба. В настоящее время не существует каких-либо международно-правовых норм, предоставляющих транснациональным корпорациям права и обязанности в точном юридическом значении этих терминов. ТНК все чаще злоупотребляют недостаточным законодательным регулированием в области охраны окружающей среды в развивающихся странах. Как правило, нарушения связаны с деятельностью нефтяных компаний. Наиболее яркие примеры – ТНК Engen в Южной Африке, чья опасная деятельность вызвала многочисленные заболевания астмой у детей, и ТНК BritishPetroleum, признанная основным источником загрязнения окружающей среды во всем мире2. Несмотря на то, что международное сообщество сделало несколько шагов вперед, предприняв попытки урегулирования отношений по охране окружающей среды на международном уровне, все-таки в основном вопросы экологического права решаются на национальном уровне. А национальные правовые системы не способны разрешить экологические споры трансграничного характера3. Происходит следующая аномальная ситуация в международной системе: государство, где базируется головная компания, не обладает территориальной юрисдикцией, чтобы регулировать деятельность дочерних компаний, находящихся за рубежом, в то время как странам, на территории которых находятся дочерние компании не хватает юрисдикции над материнской компанией, которая принимает большинство ключевых решений. В данных обстоятельствах ТНК обладает определенной степенью автономности от национальных юрисдикций, что само по себе является уникальным в рамках существующего мирового правопорядка4. Международные договоры об охране окружающей среды являются обязательными только для государств-сторон договора, но не налагают ответственность непосредственно на корпорации. Следовательно, они не обеспечивают эффективный механизм контроля и принуждения по отношению к ТНК. Реализация обязанностей ТНК зависит, в первую очередь, от готовности государства воздействовать на корпорацию, что, как правило, непросто, учитывая постоянно растущие мощности последней5. Некоторые ученые предложили ТНК добровольно создать Кодексы поведения, как способ сдерживания деятельности корпораций, пагубно влияющей на окружающую среду. Однако данные кодексы опять же не являются обязательными для исполнения и носят сугубо декларативный характер6. Кодексы поведения, принятые на межправительственном уровне (Проект норм об ответственности транснациональных корпораций и других коммерческих предприятий в отношении прав человека, принятый ООН в 2003 г., и Руководящие принципы для многонациональных предприятий, одобренные Организацией экономического сотрудничества и развития в 1973 г.) до сих пор представляют из себя источники «мягкого права». Можно констатировать, что действующие механизмы регулирования не способны напрямую навязать ТНК соответствующее законопослушное поведение: нормы, адресованные государствам, не подходят ТНК, а нормы, созданные для ТНК, не являются обязательными. Для решения проблемы ответственности ТНК за нарушения норм международного экологического права государствам необходимо достичь соглашения и заключить один масштабный договор, налагающий ответственность на ТНК и обязательный для исполнения. В договоре должны быть предусмотрены конкретные санкции за причинение ущерба окружающей среде, а также механизм реализации этих санкций. Также должен быть учрежден единый международный судебный орган, занимающийся разрешением международных споров в области экологического права. До тех пор, пока такой суд не будет создан, многочисленные международные судебные и квази-судебные учреждения так и будут выносить противоречивые решения при рассмотрении серьезных международных экологических споров7. Литература: 1. Ленский Е.Ф., Цветков В.А. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная экономическая интеграция: реальность и перспективы. М.: АФПИеженедельника «Экономикаижизнь». 1998. С. 29. 2. См.: LeaHanakova. Accountability of Transnational Corporations under international standards, 2005, LLM Theses and Essays. Paper 17: [Электронный документ] // (http://digitalcommons.law.uga.edu/stu_llm/17) Проверено 16.03.2012. 3. См.: Michael Anderson. Transnational Corporations and Environmental Damage: Is Tort Law the Answer?, 2002. 4. См.: Michael Anderson. Указ. соч. 5. См.: Lea Hanakova. Указ. соч. 6. См.: Alison Lindsay Shinsato. Increasing the Accountability of Transnational Corporations for Environmental Harms: The Petroleum Industry in Nigeria, 2005. 7. См.: Susan M. Hinde. The International Environmental Court: its broad jurisdiction as a possible fatal flaw: [Электронныйдокумент] // (http://www.hofstra.edu/PDF/law_lawrev_hinde_vol32no2.pdf) Проверено 16.03.2012. © Ермакова О.О., 2012 Ермакова О.О., студентка, научный руководитель: к.ю.н., доцент Логинова Т.Е., Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме