Раздел II: «Конституционное, административное и финансовое право» Необходимость изучения административно-правовых средств предотвращения коррупционных проявлений на государственной службе Франции обусловлена несколькими причинами: 1) Франция в мировом рейтинге индекса восприятия коррупции, составленном компанией«Transparency International» за 2010 и 2011 годы, занимает 25 место, Россия же – 154 и 1431; 2) имеет эффективную государственную службу, а также должным образом работающие административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в ее системе; 3) коррупционные проявления в своей модельной конструкции существующей во Франции во многом сходна с настоящей ситуацией в Российской Федерации2. Основные этапы становления французской системы противодействия коррупции на рубеже второй половины XX – начале XXI вв. можно в общем виде отразить следующим образом. В силу действующей Конституции Франции 1958 года члены правительства не имеют права совмещать свою должность с парламентским мандатом и любой профессиональной деятельностью как в государственном, так и в частном секторах. После отставки министр не может в течение шести месяцев занимать там руководящие посты (кроме тех, где он уже работал до назначения в правительство). В 1946 и 1992 годах положение, запрещающее чиновникам в течение пяти лет после отставки переходить на службу в частную компанию, которую они контролировали во время пребывания на госслужбе, было введено в обе редакции Статута гражданской службы, прибавлявшее к уголовной ответственности административную4. В 60-х гг. XX в. было принято решение обязать всех избранных государственных служащих и кадры общественной службы, функции которых подвержены риску коррупции, сообщать о своем имуществе и доходах в независимые инстанции. Разработаны формы подачи информации широкой общественности о соглашениях, подписанных административными учреждениями, или о разрешениях, выданных ими. Введены запреты на непосредственную оплату штрафа на месте за нарушение правил уличного движения. В целях повышения эффективности государственного контроля как способа предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы было принято решение увеличить численность и повысить квалификацию работников префектур, занятых в службах контроля за соблюдением законности, а также предоставить службам префектур право отсрочки актов, содержание которых провоцирует риск коррупции. 29 января 1993 г. принят закон Салена о регулировании рынка общественных работ. Закон расширил арсенал законодательных мер, направленных против нарушения правил при прохождении и заключении контрактов на проведение общественных работ. К классическим экономическим нарушениям (коррупции, взяточничеству, злоупотреблению служебным положением и т.д.) был добавлен фаворитизм (Lе favoritisme) или покровительство. Закон предусмотрел создание при Министерстве юстиции Франции центральной службы по предотвращению коррупции (в ЦСПК считают, что потенциал службы задействован далеко не в полном объеме5). Службе так и не были предоставлены полномочия по ведению следствия, включая право на запрос информации6, а также расширение компетенции Палаты бюджетно-финансовой дисциплины на местные органы власти. Кроме того, была создана национальная комиссия по контролю за счетами ассоциаций, получающих государственные субсидии, а также над деятельностью подобных комиссий, действующих на уровне департаментов. 19 января 1995 г. был принят закон Сегена (loi Seguin), который усилил гласность рынков общественных работ и подчинил процесс назначения на государственную службу контролю Счетной палаты и ее региональных отделений7. Комиссия стала работать буквально по «конвейерной системе» – т.е. в 1995 г. она рассмотрела 550 дел, в 1996 г. – на сто больше и т.д., при этом половина дел приходилась на долю высших чиновников (класса А)8. 29 января 2003 г. Парламент принял Закон № 93-122 «О предупреждении коррупции и прозрачности процедур в государственных и частных организациях». Закон предусматривал проведение ряда мер, в том числе введение более строгих и прозрачных правил финансирования политических партий и предвыборных кампаний, заключения государственных контрактов с целью повышения прозрачности в этой сфере и усиление контроля над деятельностью местных органов власти. В целях повышения эффективности противодействия коррупции в РФ представляется возможным перенять опыт Франции в части: лишения всех привилегий, включая выслугу лет, ведомственные пенсии государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения, включить фаворитизм в число коррупционных правонарушений; увеличить срок (с двух до пяти лет) запрета после отставки переходить на службу в частную компанию, которую они контролировали во время пребывания на госслужбе. Литература: 1. http://www.transparency.org/policy_research/surveys_indices/cpi/2010/result. 2. Кобец П.Н. Международный опыт предупреждения и пресечения коррупции в государственном аппарате и возможности его использования в отечественной законодательной практике // Международное публичное и частное право. - 2008. - № 5. - С. 48. 3. Рубинский Ю. Франция: коррупция и борьба с ней // М.: Современная Европа. 2010. № 2. С. 94. 4. ЦСПК (2004), Rapport 2004 (Годовой отчет за2004 г.), ЦСПК, Париж. - С. 241. 5. Constitutional Council, Decision № 92-316 DC du 20 Janvier 1993 (Решение № 92-316 от 20 января1993 г.) 6. Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Аналитический вестник Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2007. N 6(351). - С. 47. 7. Борьба с коррупцией в государственных органах Республики Казахстан: учебное пособие. Под ред. Е.О. Алауханова – Алматы:2008 г. - 330 с. © Медведев М.В., 2012 Медведев М.В., магистр, научный руководитель: д.ю.н. Плесовских В.Д., Тюменский государственный университет, г. Тюмень Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме