Право на медицинскую помощь: ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Статья 19 «Право на медицинскую помощь» содержит перечень основных прав пациента и в этом смысле перекликается со ст. 30 старых Основ. Начнем с п. 2: «Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования». Здесь, на первый взгляд, все понятно, но задерживает на себе внимание термин «каждый». Что он означает в контексте данной статьи, не вполне ясно: если считать, что «каждый» – это любой человек, находящийся на территории РФ, иными словами, «все люди без исключения», то среди них могут оказаться граждане, не имеющие полиса ОМС, лица без прописки, наконец, без оформленного гражданства. Согласно норме данной статьи все такие люди имеют равное право на бесплатную медицинскую помощь в соответствии с программой государственных гарантий, т.е. в том же самом объеме, что и обладатели полиса ОМС. Возникает вопрос: а зачем тогда получать полис ОМС, платить за это налоги и вообще вести законную трудовую деятельность, если и так всем и каждому медицинская помощь гарантируется новыми Основами в рамках программы абсолютно бесплатно?! Совершенно очевидно, более правильным было бы указание, что бесплатная медицинская помощь в рамках программы оказывается только при наличии полиса. При существующей формулировке любой бомж, который получил отказ в плановой медицинской помощи из-за отсутствия полиса, может де-юре дойти до Европейского суда по правам человека и успешно выиграть дело. Де-факто лечение подобных больных, не имеющих полиса ОМС, давно стало головной болью главных врачей, поскольку все расходы медицинского учреждения на такого пациента приходится изыскивать из внутренних резервов больницы, фактически занимаясь благотворительной деятельностью в отношении подобных лиц за собственный счет. При этом обсуждаемая формулировка данной статьи в отсутствие источника покрытия расходов на лечение таких больных еще больше, уже на официальной основе ставит медицинские учреждения в безвыходное положение, фактически запрещая отказывать в оказании всей, в том числе плановой медицинской помощи гражданам, не имеющим полиса ОМС. П. 5 ст. 19 в основном повторяет права пациента, предусмотренные старыми Основами. Наше внимание привлек пп. 6: право на «получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях». Если прямо следовать формулировке данной статьи, то на получение всего остального, т.е. не лечебного, а обычного питания пациент не имеет права даже за деньги, и уж тем более на его бесплатное получение. Остается выяснить, что же такое «лечебное питание». На этот вопрос пытается ответить статья 39 «Лечебное питание», но особой ясности все равно не получается. С формальной точки зрения в п. 4 ст. 39 указано: «Нормы лечебного питания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти», а значит, пока таких норм для медицинских организаций не принято, каких-либо препятствий для отказа в бесплатном питании и перевода больничной еды на платную основу в действующем законодательстве нет. Об этом также косвенно свидетельствует и норма п. 3 ст. 80 новых Основ: «При оказании медицинской помощи… не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи». Иными словами, если питание не является «лечебным», а просто питанием, равно как и не специализированные продукты лечебного питания, а обычные продукты, то это все нужно оплачивать самим пациентам. В идеале было бы разумным создать условия для оплаты пациентом за свои деньги дополнительного питания в больничном буфете. Вместе с тем наличие в стационаре одной лишь бесплатной еды, по-видимому, следует расценивать как мощный неформальный стимул, чтобы пациент поскорее поправился и вырвался из «кошмарной больничной обстановки». Евгений Козьминых, директор Пермского медицинского правозащитного центра Источник: «Комментарий к Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Материалы по теме