Права потребителей регламентируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Подробнее о том, как вести себя гражданину при обнаружении в товаре недостатков, которые не были оговорены продавцом, — в материале, подготовленном сотрудниками прокуратуры Индустриального района г. Перми.
Согласно действующему законодательству потребитель по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Потребитель также вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные вышеназванным законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара.
Перечень технически сложных товаров (самолеты, автотранспорт, суда, компьютеры, телевизоры, холодильники и др.) утвержден Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011 № 924 «
Об утверждении перечня технически сложных товаров».
Названные требования предъявляются потребителем продавцу либо уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю.
Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.
Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) сроки предъявления претензий исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя из климатических условий места нахождения потребителей.
Законом «О защите прав потребителей» предусмотрен судебный порядок рассмотрения споров, которые рассматривают районные суды, а если сумма иска не превышает 50 тысяч рублей, то мировые судьи.
В силу закона истцу принадлежит право выбора места рассмотрения иска: по месту нахождения организации, по месту жительства или пребывания истца или по месту заключения или исполнения договора.
Исключение составляют иски, вытекающие из перевозки груза, а также пассажиров, багажа и грузов внутренним водным транспортом, которые предъявляются по месту нахождения перевозчика.
В исковом заявлении, кроме сведений о себе (ФИО, адрес) и об ответчике (наименование организации, ее адрес) необходимо также указать, в чем заключается нарушение прав или законных интересов; изложить свои требования и доказательства, цену иска, сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено законом или договором, перечислить прилагаемые документы.
Госпошлина по искам о защите прав потребителей не уплачивается.
Срок обращения в суд за защитой прав составляет 3 года и исчисляется со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
По материалам прокуратуры Индустриального района г. Перми
Первый пермский правовой портал
Материалы по теме