Избирательные комиссии – один из важнейших элементов демократических выборов.
Избирательная комиссия – это коллегиальный орган, который обеспечивает подготовку и проведение выборов. Деятельность избирательных комиссий регулируется законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Именно в этом документе указываются порядок собрания избирательной комиссии, сроки и формы взаимодействия комиссий.
Комиссии взаимодействуют между собой по-разному, это взаимодействие зависит от вида выборов. Например, на выборах в федеральные органы власти комиссии строго соподчинены друг другу и имеют строго определённые полномочия. При проведении выборов депутатов в региональные или местные органы власти полномочия комиссий определяются региональными законами на основании федерального законодательства. Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации имеют право контролировать нижестоящие избирательные комиссии, если сами они не проводят выборы. В целом законодательство сформулировано таким образом, чтобы одна комиссия могла выполнять функции другой, передавать друг другу полномочия по решению вышестоящей избирательной комиссии.
С одной стороны такая система позволяет комиссиям эффективнее работать на выборах самого различного уровня. С другой же стороны это непредусмотренная законом форма взаимодействия государственных и муниципальных органов. Вызывает сомнения также тот факт, что полномочия территориальной комиссии можно возложить на муниципальную. Законом установлено количество человек, составляющих комиссию. И количество членов избирательной комиссии, конечно же будет влиять на эффективность её работы и организацию процесса.
Почему же полномочия передаются от одной комиссии к другой довольно часто? Увы, на выборах не хватает людей, которые обладают достаточным опытом и желанием быть членами избирательных комиссий с правом решающего голоса. Членами комиссии с правом решающего голоса производится непосредственный подсчет голосов. Допустим, на выборах в местные органы власти один район разделён на семь округов. По закону, в одной комиссии округа может быть от пяти до девяти человек. Таким образом, в рамках района организуют выборы и в том числе подсчитывают голоса всего 35-63 человека. Но на практике полномочия всех комиссий переданы одной территориальной. И всеми организационными вопросами выборов по району занимаются законные 14 человек территориальной избирательной комиссии. Насколько эффективна будет подобная работа?
При этом собственно возложения полномочий в полном смысле не происходит. Одна избирательная комиссия выполняет все функции и задачи другой избирательной комиссии, имеет все её права и обязанности. При этом, конечно, права избирателей не нарушаются, но зато комиссии каждого уровня становятся не настолько компетентными, насколько это необходимо.
По поводу действия таких обобщённых комиссий в суд поступали заявления от депутатов, которые обращали внимание на незаконность действий территориальной избирательной комиссии вместо окружной. Однако суд не увидел оснований для рассмотрения дел, поскольку возложение полномочий чётко прописано в законе. А обратить внимание следовало на организационно-правовую сторону организации избирательного процесса. Ведь именно она может быть не полностью реализована из-за передачи полномочий другой комиссии.
По видимому из-за того, что недостаточно продуманы функции комиссии каждого уровня и возникает нечёткость в передаче полномочий от одной избирательной комиссии к другой. А при проведении выборов в их системе возникают противоречия.
Можно условно поделить все виды постоянных комиссий на государственные и муниципальные. Государственными комиссиями, в числе которых и территориальные избирательные комиссии, проводятся выборы государственных органов власти – Президента, Государственной Думы. Но при выборах глав города, территориальные комиссии оказываются в подчинении муниципальных, и при этом теряется принцип независимости местного самоуправления.
Система избирательных комиссий явно требует улучшений и снятия противоречий в системе взаимодействия. Например, возложение полномочий можно было бы заменить на определение статуса комиссии, что позволило бы одной комиссии работать в качестве другой. А также на уровне законодательства субъектов РФ было бы логично составить список избирательных комиссий, на которые могут быть возложены полномочия другой избирательной комиссии, и тех избирательных комиссий, чьи полномочия могут быть переданы другим комиссиям.
Мария Лукашина
Материалы по теме
ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал