Формирование профессионального правосознания у студентов и воспитание уважительного отношения к закону В Указе Президента РФ N 599 было сказано, что новые государственные образовательные стандарты в области юриспруденции должны также формировать у обучающихся нетерпимость к коррупционному поведению и уважительное отношение к праву и закону. Прививать нетерпимость к коррупционному поведению и уважительное отношение к праву следует в процессе формирования подлинно профессионального правосознания студентов-юристов. Профессиональное правосознание юриста представляет собою научно обоснованную, стройную систему правовых знаний, убеждений и чувств, которыми он руководствуется в своей деятельности. Воспитание правосознания является необходимой составной частью профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, поэтому развитое правосознание и правовая активность являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Одной из важнейших характеристик правосознания студентов-юристов является знание права, действующего законодательства, умение применять его на практике. Но только знание правовых норм не является гарантией правомерного поведения при применении правовых предписаний на практике: будущие специалисты в области права должны обладать рядом других качеств, таких как мышление на перспективу, моральные установки, культура поведения, профессиональная этика, гуманизм, терпимость, антикоррупционная устойчивость и ряд др. Нельзя говорить о воспитании правосознания студента-юриста в отрыве от его личности. В связи с этим в первую очередь необходимо воспитывать юриста как полноценную личность, обладающую не только правовой грамотностью, но и нравственностью. В соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» квалификация (степень) «бакалавр», утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая2010 г. N 464, к выпускнику предъявляются требования по владению общекультурными и профессиональными компетенциями. Выпускник в соответствии с п. 5.1 обозначенного ФГОС в числе прочих должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): – обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); – способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); – имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6)». Также в числе существенных недостатков новых ФГОСов по направлению подготовки «Юриспруденция» следует отметить отсутствие практических способов формирования нетерпимого отношения к коррупционному поведению. ФГОСы по направлению подготовки «Юриспруденция» предъявляют требование к выпускнику, согласно которому он должен иметь «нетерпимое отношение к коррупционному поведению», но основные образовательные программы не предусматривают соответствующей дисциплины. Таким образом, высшие учебные заведения ограничены в решении задачи формирования антикоррупционного правосознания у студентов-юристов. Поэтому сейчас особую остроту приобретает проблема подготовки юристов, специализирующихся в области правотворческой деятельности, а также экспертов, способных проводить экспертизу правовых актов. Для этого необходима фундаментализация высшего юридического образования; увеличение числа фундаментальных и историко-теоретических наук при подготовке юриста. К сожалению, существующие стандарты и программы высших учебных заведений перегружены отраслевыми юридическим дисциплинами, и очень мало уделяется внимания дисциплинам фундаментальным. Например, сложнейший курс «История государства и права зарубежных стран» проходится в лучшем случае за год, а в худшем – за один семестр. Между тем история государства и права зарубежных стран включает в себя огромный период времени: а) история государства и права Древнего мира; б) история государства и права Средних веков; г) история государства и права Нового времени; д) история государства и права Новейшего времени. Таким образом, студент, для того чтобы усвоить огромный курс «История государства и права зарубежных стран», должен его изучать по крайней мере в течение двух лет. Кроме того, фундаментальные теоретические дисциплины представлены в учебных планах большинства вузов только двумя курсами: теория государства и права; проблемы теории государства и права. Нет единого подхода для подготовки юристов в сфере правотворчества. Также на первое место после теории и истории права и государства должны выйти такие юридические дисциплины, как теоретические основы правового регулирования, ибо если юрист не знает, как и каким образом могут и должны регулироваться общественные отношения, то он не сможет работать в сфере правотворчества и не сможет внести обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательства; научные основы правотворчества; основы применения и толкования правовых норм; юридическая техника; введение в сравнительное правоведение. Системный подход к процессу подготовки юристов С вопросом о профессиональном правосознании тесно связана назревшая проблема внедрения в учебные курсы по дисциплинам профессионализации обязательного блока, связанного с характеристикой оснований той или иной отрасли права на основе знаний истории, социальной психологии, социологии, культурологии. Целесообразно показать студентам, что в современном российском обществе законодательство находится в достаточно сложных отношениях с социальными, политическими, экономическими и прочими реалиями. Например, изучение гражданского законодательства нужно начинать с объяснения студентам того, что Гражданский кодекс РФ в основном рассчитан на регулирование отношений в развитом гражданском обществе, а такое общество в нашей стране еще не сложилось. Поэтому в отечественном гражданском законодательстве имеются, например, такие понятия, как «оперативное управление» и «хозяйственное ведение», оставшиеся со времен командно-административной системы. Без предварительного анализа и учета специфики социально-экономической ситуации, уровня и характера отечественной правовой культуры на стадии именно обучения механическое перенесение на современную российскую почву юридических моделей и опыта отечественных дореволюционных и западных элементов правовой системы не принесет желаемых результатов и породит массу неожиданных проблем. Формирование системного подхода к процессу подготовки юристов предполагает постоянное переплетение общекультурных и профессиональных компетенций. Целесообразно указать, что преподавание всех учебных дисциплин необходимо направить на формирование у студентов личностного отношения к государственно-правовым явлениям, личностной мировоззренческой и нравственной позиции. Перед юридическими вузами стоит задача готовить таких юристов, которые помимо профессиональных качеств должны иметь также особые личностные качества, связанные с ответственностью перед обществом за последствия принимаемых решений и за интересы страны в целом. Такие качества характеризуют тип профессионального мышления, которое на языке права можно именовать «публично ориентированным». Юрист с подобным мышлением обладает умением прогнозировать системные последствия принимаемых им решений. Профессионально компетентный юрист должен осознавать социальную значимость юридической практики, понимать, что она существенно определяет развитие государства и общества, влияет на судьбы людей. Евгений Матвеев Источник: Первый пермский правовой портал Материалы по теме