В соответствии с планом работы прокуратуры края на I полугодие 2012 года органами прокуратуры края обобщена практика исполнения законодательства об отходах производства и потребления. В рамках обобщения проведены проверки в управлениях Росприроднадзора и Роспотребнадзора по Пермскому краю, Государственной инспекции по экологии и природопользованию по Пермскому краю, Министерстве природных ресурсов Пермского края, органах местного самоуправления. Результаты проверок свидетельствуют, что проблема исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления остается одной из актуальных для Пермского края, в котором ежегодно образуется свыше 40 млн. тонн отходов, большая часть из которых приходится на крупные предприятия городов Березники, Соликамск, Красновишерск. При этом используется около 40% образованных отходов, обезвреживается не более 1,2%. Ежегодно увеличивается количество складированных и неиспользованных отходов (на конец 2011 года их количество составило более 762 млн. тонн). Неиспользуемая часть отходов размещается в окружающей среде на свалках, полигонах, отвалах и в накопителях. В Пермском крае насчитывается 726 объектов длительного (более 3 лет) размещения промышленных отходов и 697 (из них действующих – 623) объектов захоронения (размещения) твердых бытовых отходов. Растут объемы образования и размещения отходов, образуемых в сфере услуг и быта. Это связано с недостаточным развитием системы вторичной переработки отходов потребления, отсутствием необходимых экономических стимулов для их сбора и переработки, а также ненадлежащим исполнением органами местного самоуправления отдельных территорий возложенных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления. Местными бюджетами не предусматриваются и не выделяются средства на реализацию полномочий по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, ликвидации несанкционированных свалок мусора, не принимаются нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы обращения с ТБО, в т.ч. их сбора и вывоза, не принимаются меры к прекращению эксплуатации полигонов ТБО, не соответствующих установленным законом требованиям, к созданию новых ТБО, строительству предприятий по утилизации и переработке отходов и др. Например, на территории Чайковского района расположен полигон твердых бытовых отходов, эксплуатирующийся свыше 30 лет, который не соответствует установленным требованиям: не проводится ежеквартальный анализ проб атмосферного воздуха, контроль качества грунтовых вод ниже полигона, контроль состояния почвы по химическим и радиологическим показателям; отсутствует ограждение по периметру всей территории полигона, что способствует захламлению отходами прилегающей к полигону территории; свободных площадей для дальнейшего складирования отходов нет. Только после предъявления Чайковской городской прокуратурой в суд иска к администрации Чайковского муниципального района и эксплуатирующей организации МУП «Спецавтохозяйство» по организации деятельности по утилизации и переработке твердых бытовых отходов на территории Чайковского муниципального района Пермского края, по прекращению эксплуатации полигона (решением Чайковского городского суда от 30.03.2011 исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме) Решением администрации Чайковского муниципального района от 10.05.2011 N 1183 утвержден план организационно-технических мероприятий по строительству полигона ТБО в районе Сутузово, Ольховского сельского поселения, Чайковского района, ведется работа по переводу земель эксплуатационных лесов в земли промышленности и др. (вопрос своевременности и полноты исполнения решения суда находится на контроле прокуратуры города). Из 19 районов, охваченных прокурорскими проверками, только на территории 8 районов (Лысьвенского, Добрянского, Губахинского и др.) органами местного самоуправления приняты муниципальные правовые акты в области обращения с отходами производства и потребления (правила обращения с отходами, правила благоустройства и содержания территории, порядок сбора и вывоза твердых бытовых отходов). В целях активизации нормотворческой деятельности органов местного самоуправления в указанной сфере прокурорами в порядке ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре РФ» направлены соответствующие предложения о принятии правовых актов. Кроме этого, выявлены незаконные правовые акты органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами (изданные с превышением полномочий либо необоснованно возлагающие на хозяйствующих субъектов обязанности), незаконные акты опротестованы. Прокурорскими проверками выявлены факты заключения органами местного самоуправления муниципальных контрактов на сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территории поселения с организациями, не имеющими лицензии на обращение с опасными отходами, и др. Территориальными прокурорами также выявлялись нарушения законодательства об отходах производства и потребления и требований санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности крупных предприятий – отходообразователей: складирование отходов в нарушение санитарных правил и норм на площадках, не имеющих искусственного, водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, в отсутствие навеса, обваловки и сети ливневых стоков по периметру площадки. Например, по представлению Березниковской межрайонной природоохранной прокуратуры от 12.05.2012, внесенному по фактам выявленных нарушений законодательства при эксплуатации ОАО «Соликамскбумпром» объекта размещения отходов – короотвала, предприятием принято решение о прекращении эксплуатации короотвала и его рекультивации (вопрос проведения рекультивации использованного под короотвал земельного участка находится на контроле названной прокуратуры). Всего по результатам настоящей проверки в целях устранения выявленных нарушений горайспецпрокурорами внесено 26 представлений, в т.ч. 16 представлений органам местного самоуправления и 10 представлений – хозяйствующим субъектам, привлечено к административной ответственности по ст. 8.1, 8.2, 8.41 КоАП РФ 10 предприятий и их должностных лиц, направлено в суд 13 исков об обязании органов местного самоуправления ликвидировать несанкционированные свалки мусора, организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов с территории поселений. Проверки государственных контрольно-надзорных органов в сфере оборота отходов производства и потребления показали, что в целом ими реализуются предоставленные полномочия. Однако принимаемые названными органами меры по выявлению и пресечению правонарушений при обращении с отходами производства и потребления неадекватны складывающейся в крае обстановке. При распространенности нарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления большая часть таких нарушений выявляется и пресекается органами прокуратуры края, а не специально уполномоченными государственными контрольно-надзорными органами. Например, за 2010-2011 годы органами прокуратуры края в указанной сфере выявлено 2632 нарушения, в целях устранения которых, внесено 371 представление, направлен в суд 351 иск, привлечено к административной ответственности 237 нарушителей. При этом специально уполномоченными государственными контрольно-надзорными органами в области обращения с отходами – Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю – за указанный период выявлено в названной сфере всего 127 нарушений, выдано 106 предписаний, привлечено к административной ответственности 72 нарушителя; Государственной инспекцией по экологии и природопользованию Пермского края выдано 63 предписания, привлечено к административной ответственности 203 нарушителя. Кроме этого, прокурорскими проверками выявлены отдельные факты ненадлежащей реализации полномочий по лицензированию деятельности в указанной сфере, устранению выявляемых нарушений, привлечению нарушителей к ответственности и др. Несмотря на складывающуюся ситуацию с отходами, на территории Пермского края отсутствует программа, регулирующая вопросы обращения с отходами производства и потребления (принятие такой программы планируется Законодательным Собранием Пермского края только на август т.г.). Мероприятия по строительству полигонов твердых бытовых отходов в городах и районах края, предусмотренные ранее действовавшей целевой комплексной программой «Охрана окружающей среды Пермской области на 2001-2005 годы», остались нереализованными по причине недостаточного бюджетного финансирования. Наиболее действенной мерой улучшения сложившейся в крае ситуации с оборотом отходов производства и потребления является строительство мусороперерабатывающих заводов, налаживание системы возвратного оборота отходов посредством создания соответствующих пунктов приема вторичного сырья, не ограничиваясь строительством полигонов по хранению ТБО, и др. В целях комплексного решения проблемы необходимо предусмотреть конкретный перечень мероприятий в обозначенной сфере, с четкими сроками исполнения, объемами финансирования, ответственными за реализацию мероприятий лицами (органами) в рамках краевой целевой программы. Результаты обобщения 29.06.2012 обсуждены на заседании коллегии прокуратуры Пермского края, на котором принято решение внести представления в Управление Росприроднадзора по Пермскому краю и Государственную инспекцию по экологии и природопользованию Пермского края, проинформировать губернатора Пермского края и совет муниципальных образований Пермского края; в целях повышения эффективности прокурорского надзора в указанной сфере подготовить и направить горрайспецпрокурорам методические рекомендации по организации и проведению проверок исполнения законодательства об отходах производства и потребления, информационное письмо о практике исполнения законодательства об отходах и ненадлежащей нормотворческой деятельности органов местного самоуправления в указанной сфере. Наталья Фисун, заместитель начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Пермского края – начальник отдела по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики прокуратуры Пермского края, старший советник юстиции Источник: Прокуратура Пермского края Материалы по теме