Раздел V: «Уголовное право» В последнее время в научных кругах активно обсуждается вопрос о необходимости создания в России службы пробации. Это обусловлено целым рядом причин. Основная из них состоит в том, что отбывание наказания без изоляции от общества позволяет, с одной стороны, сохранить имеющиеся у осужденного социально полезные связи, с другой – оградить его от негативного влияния со стороны криминально зараженной части преступников, лишенных свободы. Поэтому существует необходимость исследования данного института, определения возможностей его применения в российских реалиях. Термин «пробация» (от лат. probatio – испытание) употребляется чаще всего как институт, сопровождающий условное лишение свободы или отсрочку вынесенного приговора, а также в связи с деятельностью по исполнению наказаний, альтернативных лишению свободы. Суть пробации состоит в принудительном надзоре со стороны специальных органов за поведением осужденного и выполнением обязанностей, возложенных на него судом, коррекции его поведения, содействии в социальной адаптации и предупреждении совершения им повторных преступлений1. Сегодня служба пробации является важнейшим институтом сферы уголовного правосудия и предупреждения преступлений во многих странах мира. Однако в разных странах имеются отличия в характере, функциях и организационном построении службы. Так, в одних государствах законодатель определяет применение пробации как наказание (например, Швеция, Финляндия, Латвия), в других – относит к иным мерам уголовно-правового характера (например, Англия, Дания), в третьих – связывает применение этой меры с освобождением от наказания (например, Эстония), а в некоторых странах вообще не обозначает природу данного института (например, США)2. Основываясь на исследовании сущности института пробации, зарубежного законодательства можно выделить ряд основных функций службы пробации: сбор информации о правонарушителе с целью предоставления помощи суду в определении наиболее эффективного для определенного лица вида наказания (досудебная функция); социально-реабилитационная и контролирующая деятельность в отношении условно осужденных, при отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, а также в отношении условно-досрочно освобожденных граждан; исполнение наказаний, не связанных с лишением свободы; применение в отношении несовершеннолетних принудительных мер воспитательного воздействия; участие в подготовке осужденного к освобождению из пенитенциарного учреждения; контроль за исполнением наложенных судом дополнительных обязанностей и ограничений при освобождении от уголовной ответственности; организация процедур примирения и восстановления. Анализируя опыт применения пробации за рубежом, следует также заметить, что в ряде стран наметился кризис этого правового института. Одной из причин стала утрата доверия к службе пробации со стороны общественности и восприятие пробации как социальной реабилитации, не содержащей карательного компонента. Например, основной причиной утраты доверия к пробации в некоторых штатах США явилось сокращение финансирования этой службы и численности ее персонала, в результате чего правонарушители практически пользовались неограниченной свободой3. Представляется, что данное обстоятельство следует учитывать при рассмотрении вопроса о создании службы пробации в России. Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до2020 г. предусматривается совершенствование правовых, организационных и иных условий деятельности уголовно-исполнительных инспекций (УИИ), приданием их работе социальной направленности, и создание условий для подготовки осужденных к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации. Однако служба пробации за рубежом существенно отличается от российской УИИ по своим функциям и организации деятельности. Экспериментальное формирование службы пробации получило свое развитие в отдельных регионах России в рамках внедрения ювенальных технологий. Например, с 2008 г. в Архангельской области реализуется проект Совета Европы «Динамический механизм: сокращение применения мер, связанных с ограничением/лишением свободы, в отношении подростков и молодежи, преступивших закон», предусматривающий организацию сетевого взаимодействия между субъектами профилактики преступности несовершеннолетних, внедрение кейс-технологий социальной работы с несовершеннолетними. Представляется, что, решая вопрос о создании в России единой общегосударственной службы пробации, первоначально следует изучить имеющийся опыт формирования региональных систем пробации, оценить эффективность их работы. Полагаем, что создание в России службы пробации позволит сформировать принципиально новую систему работы с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, предусматривающую более широкое применение к ним мер социально-реабилитационного и социально-коррекционного характера. Литература: 1. Рахмаев Э.С. Службе пробации быть // Человек: преступление и наказание. 2009. № 3. С. 29. 2. Шатанкова Е.Н. Условное осуждение и пробация за рубежом (сравнительно-правовой анализ): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2008. С. 13–14. 3. Кубанцев С.П. Применение пробации и досрочного освобождения от отбытия наказания в виде лишения свободы в США // Журнал российского права. 2006. № 1. С. 121. 4. Архангельск: завершился российско-германский проект, связанный с ведением в судах области ювенальных технологий // Судебный вестник Архангельской области. 2010. № 1. С.18. © Гвоздев П.С., 2012 Гвоздев П.С., студент, научный руководитель: старший преподаватель Щербакова М.В., Шадринский государственный педагогический институт, г. Шадринск Источник: Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (Пермь, 26-30 апреля 2012 года) Материалы по теме