Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» закреплено право каждого ребенка на отдых и оздоровление в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности их жизни и здоровья. Реализация федеральных требований к организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей в Пермском крае нашла отражение в действующих законах Пермского края от 02.04.2010 № 605-ПК «Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Пермском крае», от 02.04.2010 № 607-ПК «О передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации оздоровления и отдыха детей». Государственным органом, наделенным полномочиями организовывать отдых и оздоровление детей, согласно Постановлению Правительства Пермского края от 01.04.2013 № 173-п «Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей» является краевое Министерство социального развития. Для координации деятельности органов власти, организаций и учреждений, выработки рекомендаций по вопросам организации отдыха, оздоровления и трудовой занятости детей создан координационный совет по оздоровлению, отдыху и занятости детей Пермского края, который возглавляет заместитель председателя Правительства края, а в состав вошли представители контрольно-надзорных органов. В целях обеспечения комплексной безопасности детей в летних лагерях края проводятся их межведомственные приемки на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности, инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности. В состав межведомственных комиссий входят представители контрольно-надзорных органов, органов внутренних дел, местного самоуправления, а также муниципальных органов управления в сфере образования, образовательных и медицинских организаций. Органы Госпожнадзора и Роспотребнадзора осуществляют постоянный государственный надзор за соблюдением в организациях отдыха детей и их оздоровления требований пожарной и санитарной безопасности. Благодаря такой организации обеспечения безопасных условий отдыха и оздоровления детей в текущем 2014 году в оздоровительных организациях не зарегистрировано чрезвычайных ситуаций, случаев групповой и вспышечной заболеваемости среди детей и персонала, а также заражения природно-очаговыми инфекциями среди отдыхающих детей. Не имелось и случаев травматизма детей со смертельным исходом, фактов противоправных действий в отношении несовершеннолетних со стороны работников лагерей. Между тем состояние законности в сфере организации летнего отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних не в полной мере обеспечивает соблюдение их прав на отдых и оздоровление, на труд, не отвечает целям государственной политики в интересах детей, закрепленным в ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Об этом свидетельствует и практика прокурорского надзора. В текущем году прокурорами выявлено 340 нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасных условий отдыха, оздоровления, а также занятости несовершеннолетних, внесено 91 представление с требованием их устранения. К дисциплинарной ответственности по требованиям прокуроров привлечено 82 должностных лица, к административной ответственности по инициативе прокуроров привлечено 28 лиц, в судебном порядке прокурорами защищены трудовые права 12 подростков, в том числе на своевременную и в полном размере выплату заработной платы. Несмотря на принимаемые в крае меры по созданию безопасных условий отдыха и оздоровления детей, повышению качества этих услуг, организаторами детских лагерей по-прежнему допускаются грубые нарушения прав несовершеннолетних. Не исключены факты организации детских лагерей с нарушением установленного законодательством порядка, в результате чего ни органы местного самоуправления, ни контрольно-надзорные органы не обладают сведениями об их функционировании. Соответственно, соблюдение прав детей на безопасные условия отдыха и оздоровления не оценивается, нарушения своевременно не устраняются. Так, в городе Гремячинске с нарушением установленного порядка организован летний отдых детей с круглосуточным пребыванием в бард-лагере «Белые Крылья», расположенном в одном из частных домов. В августе 2014 года в лагерь завезено 30 детей в возрасте от 8 до 17 лет, при этом организаторами не были обеспечены безопасные условия их нахождения лагере. Должностными лицами Роспотребнадзора выявлены грубые нарушения требований санитарного законодательства, органами Госпожнадзора установлены нарушения правил пожарной безопасности. По постановлению прокурора города Гремячинска АНО «Белые крылья» и ее руководитель привлечены к административной ответственности по ст. 6.7, 20.4 КоАП РФ, по представлению прокурора должностные лица, ответственные за организацию отдыха детей, привлечены к дисциплинарной ответственности. По требованию органов прокуратуры и Роспотребнадзора деятельность лагеря была досрочно прекращена, дети переданы родителям. Сам факт невыполнения предусмотренных законом процедур при организации детского лагеря создает непосредственную угрозу здоровью, жизни детей и обслуживающего персонала, возникновения массовых отравлений, инфекционных заболеваний, иных несчастных случаев. Во многом подобные нарушения прав детей на безопасный отдых являются следствием низкой организованности уполномоченных органов по организации оздоровления и отдыха детей в муниципалитетах, не обладающих полными сведениями об организациях и гражданах, занимающихся предоставлением услуг по отдыху и оздоровлению детей на территории. Проблемным вопросом остается обеспечение медицинского сопровождения детских оздоровительных организаций, в частности отсутствие у большинства лагерей, функционирующих на территории края, лицензии на медицинскую деятельность. По-прежнему не исключены факты игнорирования руководителями организаций отдыха детей и их оздоровления требований Трудового кодекса РФ, направленных на защиту прав детей от преступных посягательств и ограничивающих допуск на занятие трудовой деятельностью в сфере организации отдыха и оздоровления детей лиц с криминальным прошлым. Справки установленного образца о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования при трудоустройстве предоставляются не всеми сотрудниками, однако они привлекаются к работе с детьми. Прокурорами были вскрыты и факты привлечения к трудовой деятельности в детских учреждениях лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности за совершение преступлений против жизни и здоровья, общественной нравственности, против семьи и несовершеннолетних, в лагерях «Атлант», «Лесная сказка», «Изумруд», «Раздолье», «Теремок», «Орленок», «Солнышко». Их руководители по постановлениям прокуроров привлечены к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде и об охране труда), должностные лица, ответственные за прием на работу персонала лагерей, привлечены по требованиям прокуроров, изложенным в представлениях, к дисциплинарной ответственности. В связи с активной работой прокуроров в сфере защиты трудовых прав несовершеннолетних, принятыми в предыдущие периоды мерами реагирования работодатели стали внимательнее относиться и к исполнению требований трудового законодательства, регулирующих труд работников в возрасте до 18 лет. В частности, выявлены единичные факты привлечения несовершеннолетних к труду в круглосуточных торговых заведениях (в Соликамске), а также в заведениях, осуществляющих продажу спиртных напитков (в Ленинском районе города Перми). Вместе с тем в подавляющем большинстве территорий края допускается трудоустройство подростков в отсутствие обязательного согласия родителей, органа опеки и попечительства, без предварительного медицинского осмотра, заведения трудовых книжек, а также нарушаются сроки выплаты несовершеннолетним заработной платы. Анализ соблюдения трудовых прав несовершеннолетних при привлечении их к труду в период каникул показал, что основную массу нарушений допускают общеобразовательные организации и организации дополнительного образования детей, причем такие нарушения повторяются из года в год, что свидетельствует об отсутствии контроля за работой данных организаций со стороны органов управления образованием, органов местного самоуправления. Состояние законности в сфере соблюдения прав несовершеннолетних при организации летнего отдыха, оздоровления и занятости, имеющиеся проблемы в этой сфере обсуждены на проведенном в ноябре 2014 года прокуратурой края круглом столе при заместителе прокурора края Любови Малышевой. В работе круглого стола приняли участие представители краевых министерств и ведомств, участвующих в организации летнего отдыха детей, их оздоровления и занятости, представители краевых служб Роспотребнадзора и Госпожнадзора, а также руководитель совета Пермского регионального отделения межрегиональной общественной организации «Содействие детскому отдыху» Валерий Долгих. Участниками круглого стола выработаны рекомендации по улучшению ситуации в сфере защиты прав детей на отдых и оздоровление в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей. Выявленные проблемы в организации отдыха, оздоровления и занятости детей обуславливают необходимость активизации работы в данном направлении как контрольно-надзорных органов, прокуратуры, так и краевых министерств и ведомств, ответственных за организацию отдыха, оздоровления и занятости детей, органов местного самоуправления, непосредственно самих организаций отдыха детей и их оздоровления. Состояние законности в сфере обеспечения прав несовершеннолетних на безопасные условия отдыха и оздоровления, соблюдение трудовых прав несовершеннолетних находится на постоянном контроле органов прокуратуры края. Надежда Чугайнова, старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних, советник юстиции Первый пермский правовой портал Материалы по теме