Верховный Суд России представит 100‑страничный обзор судебной практики рассмотрения в судах споров, касающихся ОСАГО. Об этом в интервью ТАСС сообщил судья ВС РФ Виктор Момотов после прошедшей встречи с представителями банков и страхового сообщества. Окончательную версию документа судьи планируют утвердить в начале июня. Проблема отсутствия полноценного обзора и высказанной позиции Верховного Суда назрела давно. Ведь прямо ОСАГО затрагивает всех граждан, которые имеют право на управление автомобилем. Однако при возникновении спора в этой области предугадать решение суда бывает довольно сложно, поскольку существуют разночтения в законодательных нормах. Виктор Момотов, судья Верховного Суда РФ: — Еще в начале года мы обратились к судьям и предложили сообщить о том, какие вопросы у них возникают в судебной практике при рассмотрении дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности автовладельцев. В итоге к нам поступило порядка 150 вопросов от судов общей юрисдикции и около 100 — от арбитражных судов. Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда направила в Верховный Суд РФ вопросы и мнения судей по возможному их разрешению. Вопрос: в тех случаях, когда автомобиль потерпевшего является гарантийным, влечет ли это за собой возможность определения стоимости восстановительного ремонта по ценам официального дилера? Ответ: учитывая положения Закона об ОСАГО, страховая компания возмещает убытки, рассчитанные исключительно на основании Единой методики, а лицо, виновное в дорожно‑транспортном происшествии, отвечает лишь за убытки, превышающие предельный размер страховой выплаты, представляется, что понесенные потерпевшим убытки в связи с ремонтом у официального дилера не подлежат возмещению. Вопрос: какими нормативными актами (Методическими рекомендациями для экспертов либо Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства) следует руководствоваться суду при решении вопроса о размере ущерба, причиненного в результате дорожно‑транспортного происшествия, имевшего место после 01.09.2014, если у виновника дорожно-транспортного происшествия отсутствует полис ОСАГО? Ответ: представляется, что в этом случае не исключена возможность определения размера причиненного ущерба не в соответствии с Единой методикой. Вопрос: из чьей даты заключения договора страхования (потерпевшего или виновника) следует исходить при начислении неустойки в том случае, когда одним из них договор заключен до 1 сентября 2014 года, а другим — после? Ответ: представляется, что в данном случае все зависит от того, в каком порядке потерпевший обращается за страховой выплатой: либо в порядке прямого возмещения ущерба, либо обращение производится в страховую компанию лица, виновного в дорожно-транспортном происшествии. Так, если потерпевший обращается в «свою» страховую компанию по прямому возмещению ущерба, для применения прежней либо новой редакции Закона об ОСАГО для исчисления размера неустойки имеет значение дата заключения договора именно им (потерпевшим). Если же потерпевший обращается в страховую компанию лица, виновного в дорожно‑транспортном происшествии, значение имеет дата заключения договора виновником дорожно‑транспортного происшествия. При рассмотрении споров, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, суды Пермского края руководствуются, помимо разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 29.01.2015 № 2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании владельцев транспортных средств», Методическими рекомендациями по разрешению споров, связанных с добровольным страхованием транспортных средств и обязательным страхованием ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Президиума Пермского краевого суда от 20.11.2015. Обобщение судебной практики по применению норм Федерального закона от 25.04.2002 № 40‑ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» позволит устранить многие пробелы в судопроизводстве по спорам об ОСАГО и сделать практику более понятной для юристов и участников процессов. После того как Президиум ВС РФ утвердит документ с утвержденными правовыми позициями судей по разным поводам, их исполнение на практике районными и региональными судами станет обязательным. В настоящее время текст обзора проходит обсуждение судьями, а также консультантами, которые являются непосредственными профессиональными участниками рынка ОСАГО. Большинство судебных разбирательств, связанных с ОСАГО, инициируют автовладельцы. Они считают, что страховые компании вносят в договор несправедливые условия и занижают страховые выплаты в случае возникновения страхового случая. Многие из таких споров потребители выигрывают. Однако судьи, в первую очередь, должны руководствоваться законом, поскольку злоупотребление своим правом может встречаться как со стороны страховщиков, так и со стороны автолюбителей, напомнил журналистам Виктор Момотов. А большинство спорных ситуаций, по его мнению, можно разрешить без обращения в суд. Для этого необходимо разработать четкую и единую методику определения размера расходов на восстановление автомобиля, получившего повреждения при ДТП. Помимо этого в документе должна найти отражение проблема так называемых автоюристов. Это организации и граждане, которые скупают у автовладельцев право требования страховых выплат и добиваются от страховщиков максимально возможных выплат. Этот вопрос сильно волнует Российский союз автостраховщиков (РСА), который даже написал письмо в Верховный Суд по этому поводу. Страховщики считают, что деятельность автоюристов приводит их компании к крупным убыткам, исчисляемым в миллиардах рублей. Только за 2015 год криминальные автоюристы, по данным РСА, вывели с рынка автогражданки порядка 10 млрд рублей. Страховщики просят Верховный Ссуд обратить на эту проблему особое внимание и разъяснить судам наиболее популярные схемы, которые позволяют автоюристам выигрывать судебные процессы и взыскивать со страховых компаний огромные судебные выплаты, иногда в несколько раз превышающие размеры самих страховых компенсаций. Однако судьи Верховного Суда считают, что действия в суде, в любом случае, происходят в рамках закона и не могут считаться криминальными. Кроме того, этой проблемой уже занялись в Госдуме, где готовят поправки, обязывающие граждан и организации при возникновении страхового случая и требования выплаты по ОСАГО предъявлять автомобиль в страховую компанию для проведения экспертизы. Однако как данная поправка повлияет на окончательную судьбу таких выплат в пользу автоюристов, сказать сложно, ведь судебное разбирательство не возникает при добровольном согласии страховщика выплатить сумму по ОСАГО после проведенной экспертизы. Что же касается самого обзора судебной практики по ОСАГО, то в нем Верховный Суд выскажет свое мнение об уже сложившихся в судах ситуациях, дав им правовую оценку. Текст обзора будет доступен для ознакомления сразу после утверждения его Пленумом Верховного Суда РФ, сообщает Петербургский правовой портал. Первый пермский правовой портал Материалы по теме