Как известно, «Основы законодательства о культуре» были приняты в 1992 году и с тех пор мало изменились. А так как правовая основа культурной деятельности в стране развита весьма слабо, то это приводит к постепенной культурной деградации страны. И именно поэтому сейчас заканчивается рассмотрение нового законопроекта, отвечающего всем последним требованиям государства и общества в области культуры. Кстати, он был создан на основе двух законопроектов, предложенных разными госструктурами – Общественной палатой и думским комитетом. Принципиальной разницы между ними не было, были различия лишь в деталях и структуре документов. Культура – одна из важнейших сфер общественной жизни, благодаря которой происходит духовное развитие населения. Очень важно следить за ее развитием. Поэтому данный законопроект, учитывающий все необходимые нюансы, не предусмотренные в «Основах законодательства о культуре», по праву можно назвать долгожданным. Конституционная основа законопроекта Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям – это те виды прав, которые гарантированы каждому человеку и гражданину Конституцией Российской Федерации. Данный законопроект призван расширить и укрепить эти гарантии. В рассматриваемый законопроект в обязательном порядке внесен механизм реализации конституционных прав человека и гражданина в сфере культуры. Это имеет основополагающее значение в современном обществе – важно не то, что гарантии существуют, а то, что они реально соблюдаются и учтены множеством механизмов. Новый понятийный аппарат Теперь термины, которые используются в сфере культуры, полно и многогранно раскрыты в понятийном аппарате рассматриваемого законопроекта. Это, к примеру, «культурное сообщество», «культурное пространство» и т.п. Согласно новому законопроекту культурное разнообразие – это неповторимость и многообразие форм, проявляющееся в особенностях, присущих различным социально-демографическим, территориальным, этническим группам, а также коренным народам и национальным меньшинствам. Т.е. по сути это и есть основа культурной сферы жизни общества. Новый понятийный аппарат – это мощный фундамент успешного действия будущего закона на территории страны. Право на художественное образование Право на художественное образование будет закреплено в законе как одна из составляющих гарантируемого Конституцией Российской Федерации права на основное общее образование. Такой шаг укрепит необходимые принципы существования художественного образования в России. Художественное образование будет существовать в следующих формах: – предпрофессиональное – будет являться частью основного общего образования и в обязательном порядке, который должен обеспечиваться госорганами, предоставляться каждому гражданину; – профессиональное – среднее или высшее профессиональное образование в качестве добровольного выбора гражданами своей будущей профессии. Предпрофессиональное художественное образование позволит культурно развиваться каждому человеку еще со школьной скамьи. Минимальные социальные стандарты В законопроекте соблюдены требования о минимальных соцстандартах в культурной сфере. Таким образом, будут созданы необходимые условия, при которых госорганы обязаны будут предоставлять любому человеку возможность пробовать себя в художественном творчестве любых видов. Минимальные социальные стандарты закрепят право каждого человека на культурное развитие, расширят конституционные принципы и гарантии и принудят государственные органы в обязательном порядке соблюдать и охранять права граждан. Единое культурное пространство Обеспечение каждому человеку пользования единым культурным пространством, а также создание такого пространства, его развитие и совершенствование теперь вменяется в обязанности государству в лице государственных органов. Единое культурное пространство – это не антоним культурного разнообразия, а, скорее, его основа. С раннего детства человек должен погружаться в культурную среду и всесторонне развиваться и обучаться, а государство должно законодательно, организационно и с помощью других средств и методов обеспечивать это развитие. Кроме того, единое культурное пространство позволит каждому человеку, независимо от того, где именно он находится, иметь доступ к культурному достоянию страны, к памятникам культуры и другим ценностям. Виды культурной деятельности Одно из принципиально важных изменений в законопроекте – это внесение новых видов деятельности, которые теперь уже отвечают современным требованиям жизни общества и ее стандартам. К примеру, появились такие виды деятельности, как издательская, создание и распространение аудиовизуальной продукции, научно-исследовательская деятельность в культурной сфере и пр. Это и есть реагирование на современную жизнь и правовое закрепление ее реалий. Партнерство в финансировании Государству необходимо разделить финансирование культуры с частными инвесторами. А для того, чтобы привлечь их в культуру, необходимо сделать привлекательными механизмы сотрудничества – к примеру, частично освобождать их от уплаты налогов в этой сфере. И в данный момент некоторые виды культурной деятельности уже пользуются этими льготами. Привлечение частных инвесторов позволит развивать культурное пространство России более быстрыми темпами и обеспечивать приток в культуру успешных специалистов. «Основы законодательства о культуре» уже неприменимы в нынешней правовой среде России. Это устаревший (хоть и с изменениями) закон, который действительно необходимо заменить. Новый законопроект призван учитывать современный законодательный контекст. При этом он сохраняет фундаментальные культурные ценности и принципы и стремится к их развитию и усовершенствованию. Мария Данилова Материалы по теме ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал