О практике прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»

О практике прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» Частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет бюджетных средств, страховых взносов и иных поступлений. О том, что охрана здоровья в Российской Федерации является одним из актуальных направлений социальной политики, свидетельствует разработка ПНП «Здоровье», реализуемого с 01.01.2006, в основу которого в большинстве случаев положены соответствующие федеральные и региональные целевые программы. Приказом Генерального прокурора РФ от 19.01.2011 N 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов» установлено, что надзор за исполнением законодательства при реализации приоритетных национальных проектов является одним из наиболее важных направлений деятельности органов прокуратуры. Органами прокуратуры края выявляются факты нецелевого использования денежных средств, выделенных в рамках ПНП «Здоровье». Так, проверкой использования бюджетных средств, выделенных на финансирование строительства и оснащения Краевого перинатального центра государственному краевому учреждению «Управление капитального строительства Пермского края», проведенной прокуратурой Пермского края в марте 2011 года, выявлены нарушения бюджетного, градостроительного законодательства. Также установлены факты переплаты денежных средств подрядной организации в сумме 303,7 тыс. руб. (в т.ч. средств бюджета Пермского края в сумме 164, 0 тыс. руб.) вследствие завышения расценок и стоимости строительных материалов. По результатам проверки прокурором края в Правительство Пермского края 17.03.2011 внесено представление об устранении нарушений, которое рассмотрено и удовлетворено. Неправомерное использование средств федерального, краевого и местного бюджетов, выделенных на реализацию программы модернизации здравоохранения Пермского края на 2011-2012 годы на мероприятия по укреплению материально-технической базы лечебных учреждений, выявлено прокуратурой Нытвенского района в деятельности МБУЗ «Нытвенская центральная районная больница». По результатам проверки 18.05.2012 главному врачу лечебного учреждения и начальнику МУ «Управление капитального строительства» администрации Нытвенского района внесены представления. По результатам рассмотрения представлений нарушения устранены, 3 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности. Горрайспецпрокурорами выявляются нарушения при использовании поступившего в больницы в рамках реализации ПНП «Здоровье» медицинского диагностического и лабораторного оборудования для оказания бесплатной медицинской помощи. В 2011 году прокуратурой Кишертского района выявлен факт предоставления ММУ «Кишертская центральная районная больница» платных медицинских услуг населению с использованием оборудования, приобретенного в рамках ПНП «Здоровье». 30.05.2011 прокурором района главному врачу ММУ «Кишертская центральная районная больница» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, в настоящее время медицинское оборудование используется по назначению. Использование полномочий, предоставленных прокурорам статьей 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, позволяет восстанавливать права медицинских работников на получение дополнительных выплат. Прокуратурой Нытвенского района в 2011 году выявлены нарушения Порядка и условий осуществления денежных выплат медицинским работникам фельдшерско-акушерских пунктов (заведующим фельдшерско-акушерскими пунктами, фельдшерам, акушеркам, медицинским сестрам, в том числе медицинским сестрам патронажным) и врачам, фельдшерам (акушеркам), медицинским сестрам учреждений и подразделений скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения Пермского края, утвержденных Постановлением Правительства Пермского края от 04.03.2010 N 102-п, заключающиеся в отсутствии дополнительных соглашений к трудовым договорам и невыплате денежных средств пропорционально отработанному времени. 14.06.2011 прокурором Нытвенского района в интересах работников службы скорой помощи МУЗ «Уральская районная больница» в суд направлены 10 заявлений о взыскании дополнительных выплат. Во втором полугодии 2011 года иски прокурора рассмотрены, производство по искам прекращено в связи с добровольным удовлетворением требований прокурора. Аналогичное нарушение, касающееся дополнительных выплат участковым врачам и медицинским сестрам, выявлено прокуратурой Частинского района. По результатам проверки 25.04.2011 прокурором района руководителю лечебного учреждения внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено (выплаты медицинским работникам произведены). Наибольшее количество нарушений, выявляемых горрайпрокурорами, составляют нарушения при проведении мероприятий по дополнительной диспансеризации работающих граждан. Прокуратурой Свердловского района г. Перми в ходе проверки в МУЗ «Городская поликлиника N 3» выявлено нарушение законодательства в части заключения договоров о финансировании территориальным фондом обязательного медицинского страхования расходов по проведению дополнительной диспансеризации работающих граждан. Так, Пермским краевым фондом обязательного медицинского страхования с МУЗ «Городская поликлиника N 3» 06.04.2010 заключено дополнительное соглашение, предусматривающее ответственность за нецелевое использование средств и несвоевременную сдачу отчетных документов в виде уплаты пени, что не предусмотрено типовой формой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1146. По результатам проверки прокурором Свердловского района г. Перми 05.04.2011 исполнительному директору Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. В результате прокурорской проверки установлено, что в ММУ «Юсьвинская центральная районная больница» в нарушение подпунктов 4, 5, 6, 8 Порядка проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.02.2010 N 55н, работающие граждане прошли диспансеризацию не в полном объеме. Вместе с тем медицинскими работниками в медицинскую документацию внесены недостоверные сведения, а также оформлены соответствующие документы для возмещения затрат на проведение дополнительной диспансеризации. Прокуратурой Юсьвинского района главному врачу ММУ «Юсьвинская центральная районная больница» 20.12.2011 внесено представление, которое 26.01.2012 рассмотрено, к дисциплинарной ответственности привлечены 2 должностных лица. Кроме этого, 23.03.2012 прокурором Юсьвинского района в следственный орган в порядке пункта 2 части 2 статьи 37 Уголовного процессуального кодекса РФ направлено постановление для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам вышеуказанных нарушений законодательства. По результатам проведения проверки 12.04.2012 руководителем СУ СК РФ по Пермскому краю возбуждено уголовное дело в соответствии с частью 1 статьи 285, частью 1 статьи 292, частью 3 статьи 159 Уголовного кодекса РФ, которое находится в стадии расследования. Выявляются горрайпрокурорами и нарушения законодательства при проведении дополнительной иммунизации и вакцинации населения, а также предупреждении распространения заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека. Так, прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми установлено, что в нарушение Основ законодательства об охране здоровья граждан, Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Приказа Министерства здравоохранения Пермского края от 19.10.2010 N СЭД-34-01-06-414 «Об иммунизации против гриппа и гепатита В» в рамках реализации ПНП «Здоровье» МАУЗ «Городская больница N 9» не завершило иммунизацию против вирусного гепатита В в установленные сроки, не обеспечило учет проведенных прививок и выдачу населению сертификатов профилактических прививок. Кроме этого, в ходе проверки выявлено, что сведения о выполненных МАУЗ «Городская больница N 9» профилактических прививках не соответствуют фактическим обстоятельствам. Так, 12 граждан, сведения о прохождении вакцинации которых внесены в медицинскую документацию, в лечебное учреждение не обращались, иммунизация данных лиц против вирусного гепатита В не проводилась. По результатам проверки 26.05.2011 главному врачу МАУЗ «Городская больница N 9» прокурором Мотовилихинского района г. Перми внесено представление, которое рассмотрено, к дисциплинарной ответственности привлечено виновное должностное лицо. Аналогичные нарушения выявлялись Кунгурской городской прокуратурой. 17.01.2012 по результатам рассмотрения 2 постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, вынесенных прокурором Верещагинского района в декабре 2011 года в отношении медицинских работников ММУ «Верещагинская районная больница», к административной ответственности в соответствии со статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях привлечены 2 должностных лица, осуществлявших вакцинацию против туберкулеза с нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства. 31.05.2012 прокурором Березовского района в связи с несоответствием прививочного кабинета в педиатрическом отделении ММУ «Березовская центральная районная больница» требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства (отсутствием отдельно выделенных помещений для хранения иммунобиологических препаратов, кабинета врачебного приема и осмотра, отдельного кабинета для картотеки) главному врачу лечебного учреждения внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Не теряет актуальности проблема неисполнения норм федерального законодательства в сфере использования родовых сертификатов и средств, выделенных на услуги по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности и наблюдению ребенка в течение первого года жизни. Так, прокуратурой Сивинского района установлено, что в нарушение подпунктов 6, 8 Порядка обеспечения родовыми сертификатами государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, их учета и хранения, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2005 N 701 «О родовом сертификате», в МУ «Сивинская центральная районная больница» ненадлежащим образом обеспечен учет родовых сертификатов. По результатам проверки прокурором района 12.10.2011 главному врачу медицинского учреждения внесено представление, которое 25.10.2011 рассмотрено, к дисциплинарной ответственности привлечены 2 должностных лица. Аналогичные нарушения выявлялись прокуратурой г. Губахи. В текущем периоде 2012 года прокуратурой г. Березники в деятельности МБУЗ «Родильный дом» г. Березники выявлены нарушения статьи 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказа Минздравсоцразвития РФ от 28.11.2005 N 701 «О родовом сертификате», заключающиеся в незаконном заполнении талона N 1 родового сертификата при фактическом непредоставлении медицинских услуг по наблюдению женщины до родов, и направлении его в последующем в Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ для оплаты. По результатам проведенной проверки 22.05.2012 прокурором г. Березники главному врачу МБУЗ «Родильный дом» внесено представление об устранении нарушений законодательства. 16.06.2012 представление рассмотрено, 1 должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Горрайпрокурорами выявляются нарушения при подготовке и переподготовке медицинского персонала. Прокуратурой г. Александровска в МБУ «Александровская центральная городская больница» выявлены нарушения части 10 статьи 2, части 2 статьи 10, пункта 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которым доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются в том числе наличием необходимого количества медицинских работников с определенным уровнем квалификации. Право на осуществление медицинской деятельности имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование и имеющие сертификат специалиста. Так, в лечебном учреждении у четырех медицинских работников отсутствовали сертификаты специалиста. 25.04.2012 главному врачу МБУ «Александровская центральная городская больница» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, к дисциплинарной ответственности привлечены 2 должностных лица. Аналогичные нарушения в 2011 году выявлялись прокуратурой Индустриального района г. Перми. Учитывая важность соблюдения конституционных прав граждан на охрану здоровья, проверки в данной сфере правоотношений являются для органов прокуратуры приоритетными и будут продолжены. О.В. Кушова, прокурор отдела по надзору за соблюдением прав и свобод граждан управления по надзору за исполнением федерального законодательства, юрист 1-го класса Источник: Первый пермский правовой портал Материалы по теме