[caption id="attachment_5814" align="alignleft" width="180" caption="Андрей Азанов"][/caption] Камская ГЭС. Коммунальная компания «Исток». ООО «Управление технологического транспорта «Полазнанефть». Что общего между этими организациями? В сентябре их проверил Росприроднадзор на соблюдение водного законодательства (и не только его). Принципы контроля раскрывает заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по Пермскому краю Андрей Азанов. – Андрей Юрьевич, расскажите о проблемах, связанных с реализацией Водного кодекса. – Новый Водный кодекс в большей степени приближен к нормам гражданского права, чем тот, который действовал ранее (п. 2 ст. 4, ст. 16 ВК РФ). С вступлением кодекса в силу (1 января 2007 года) кардинально изменились нормативные акты в сфере водного законодательства. Так, он отменил лицензирование. Теперь разрешительным документом является договор водопользования или решение о пользовании водным объектом (ст. 11 ВК РФ). Новый кодекс значительно уменьшил размеры водоохранных зон, прибрежных защитных полос. Сейчас ширина водоохранной зоны рек и ручьев протяженностью до 10 км составляет 50 м; протяженностью 10-50 км – 100 м; от 50 км – 200 м. Для реки, ручья длиной менее 10 км водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. В целом ширина прибрежной защитной полосы зависит от уклона берега и колеблется между 30 и 50 м. У озера или водохранилища, которые имеют большое рыбохозяйственное значение, – 200 м, вне зависимости от уклона берега (пп. 4, 11, 13 ст. 65 ВК РФ). – Назовите водные объекты, которые находятся под контролем Росприроднадзора. – В Пермском крае это два водохранилища: Камское и Воткинское. Это реки, которые протекают по территории двух регионов: большие – Сылва, Чусовая, Кама – и несколько десятков малых. Предметом водного контроля являются и водные объекты (их части), которые находятся на землях обороны и безопасности или используются для этих целей (Приказ Минприроды РФ от 18.12.2006 N 288). Наконец, федеральному контролю подлежат организации, чья деятельность связана с большими объемами водопользования. Небольшие водные объекты находятся в компетенции края – Государственной инспекции по экологии и природопользованию. – Перечислите экологические требования, которые должен выполнять арендатор или владелец участка в водоохранной зоне. – Коллизии в ранее действовавшем законодательстве привели к тому, что земли водоохранной зоны и 20-метровой береговой полосы общего пользования оказались в частной собственности. Приобретение права собственности на участок в водоохранной зоне происходит на основе ст. 36 Земельного кодекса РФ. При этом пп. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничивает в обороте государственные или муниципальные участки в I и II поясах зон санитарной охраны водных объектов, которые используются для питьевых и хозяйственно-бытовых целей. Пункт 8 ст. 27 ЗК РФ запрещает приватизацию участков в пределах береговой полосы. В водоохранной зоне запрещены использование сточных вод как удобрения, борьба с вредителями с помощью авиации. (Лесной кодекс (ст. 104) запрещает и вырубку деревьев.) В данной зоне не допускается захоронение отходов, размещение скотомогильников и кладбищ. Движение и стоянку транспортных средств законодатель разрешает только в специально оборудованных местах. Здания и сооружения в водоохранной зоне должны иметь систему очистки сточных вод. Другой вариант: сточные воды поступают в коллективную систему водоотведения (ст. 63, п. 15-16 ст. 65 ВК РФ). – А если эти требования не выполняются? – Санкции за нарушение водного законодательства предусмотрены ст. 7.6-7.8, 7.10, 8.12-8.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Когда нарушения систематические, мы можем обратиться в суд и – по его решению – приостановить деятельность недобросовестного предприятия, или прекратить водопользование, или принудить к должной очистке сточных вод. – Какие нормы водного законодательства обязан соблюдать предприниматель, который решил использовать водоохранную зону в рекреационных целях? – Предприниматель должен иметь правоустанавливающий документ на земельный участок. При намерении задействовать акваторию необходимо отдельно оформить договор водопользования в рекреационных целях (спорт, туризм, отдых). Если имеется несколько претендентов на акваторию, договор заключается по итогам аукциона. Договор на использование акватории не представляется без правоустанавливающего документа на участок. Что касается экологических норм, то они в основном совпадают с общими требованиями к использованию водоохранной зоны. Вместе с тем нормативные акты о градостроительной деятельности и акты органов местного самоуправления могут устанавливать дополнительные требования (ст. 50 ВК РФ). – Какие водные объекты могут находиться в частной собственности? – Пруды и обводненные карьеры. Из гл. 2 ВК РФ следует, что пруд, обводненный карьер, которые расположены в границах участка, принадлежащего юридическому или физическому лицу, находятся в собственности этого лица, если иное не установлено федеральным законом. Право собственности на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с правом собственности на соответствующий земельный участок. Последний не подлежит разделу, если в результате требуется раздел пруда, обводненного карьера. Иначе говоря, водный объект может принадлежать физическому или юридическому лицу только целиком и только вместе с землей, которая окружает объект. Право пользования прудом, обводненным карьером может переходить от одного лица к другому только с согласия собственника. Передача права пользования производится по договору. Он подлежит государственной регистрации. При этом не требуется заключения нового договора водопользования, внесения в него изменений или принятия нового решения о предоставлении водного объекта (ст. 129 ГК РФ, ст. 19 ВК РФ). Например, в случае реорганизации юридического лица, за исключением разделения, принадлежащее ему право пользования водным объектом переходит к правопреемнику. – Выделите типичные нарушения водного законодательства. – Самое типичное – превышение в сбросах предельно допустимых концентраций вредных веществ. Здесь мы руководствуемся Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам (Приказ Минприроды РФ от 13.04.2009 N 87). Один из последних успехов – выигранный иск к компании «Новогор-Прикамье». За счет собственных средств (156 млн. рублей) она обязана произвести модернизацию биологических очистных сооружений Перми (в соответствии с представленным суду планом). Другое нарушение – использование водных объектов без разрешительных документов. На данный момент их не имеют более 50% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Одна из причин подобной ситуации в том, что механизм оформления документов в полной мере заработал с конца 2008 года. Думаю, в течение 2009-2010 годов 90% предприятий получили договоры водопользования и решения о предоставлении водных объектов в пользование. Самое частое нарушение среди граждан – ограничение доступа к береговой полосе общего пользования. Случаи эти массовые, а инструменты для их предотвращения – штрафы – не очень эффективны. Впрочем, мы постепенно отлаживаем практику обращений в суды. Предмет исков – принуждение к соблюдению Водного кодекса, в том числе принуждение к сносу заборов. В целом, в сфере надзора за водным законодательством у нас значительное место занимают внеплановые проверки. Количество проверок возросло. Число нарушений осталось примерно на том же уровне. Количество штрафов выросло. Среди тенденций – обжалование в суде чуть ли не 20% постановлений о назначении наказаний. Около 80% подобных исков выиграл Росприроднадзор. Другими словами, мы создали систему взыскания вреда, причиненного водным объектам. Андрей Пепелышев Материалы по теме ИСТОЧНИК// Впервые опубликовано в журнале «КонсультантПермь»