Об итогах работы Управления ФАС России по Пермскому краю и планах на будущее корреспонденту Первого пермского правового портала рассказал руководитель Управления Антон Удальев. — Антон Вадимович, каковы итоги работы Управления с начала года? — По итогам шести месяцев 2014 года Пермское УФАС России рассмотрело 529 заявлений о нарушении АМЗ. Возбуждено 113 дел. Из них 66 — по факту злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением. По нарушениям антимонопольных требований к торгам поступило 27 заявлений. Всего с начала года установлено 90 случаев нарушений антимонопольного законодательства. Выдано 44 предписания об устранении нарушений. Исполнено 24 предписания, выданных в предыдущие периоды, и 11 предписаний, выданных в отчетный период. 23 предписания — на стадии исполнения и 10 предписаний не исполнено. Кроме того, в 43 случаях производство было прекращено в связи с добровольным устранением нарушений. Хочется отметить, что уровень исполнения предписаний УФАС достаточно высок. Он составляет около 85%. Достаточно часто нарушители признают правоту УФАС и устраняют нарушения добровольно, не пытаясь оспорить их в суде. УФАС уходит от наказательного метода работы в предупредительный. Это одна из основных тенденций работы Управления. — На что жалуются жители Прикамья? — Большое количество жалоб поступает в отдел контроля естественных монополий. За восемь месяцев возросло число заявлений в сфере топливно-энергетического комплекса. В основном жалобы касаются нарушения сетевыми организациями сроков технологического присоединения потребителей к электросетям, сетям газораспределения. Имеются случаи, когда жители целой деревни испытывали неудобства в связи с нарушением сетевой организацией сроков подключения. Другой свежий пример: жительница микрорайона Ива-1 более пяти лет пыталась получить от «Газпром газораспределение Пермь» технические условия на подключение к сетям газораспределения собственного дома. На днях мы признали нарушение со стороны организации. Большое количество жалоб поступает также на действия банковских организаций, навязывающих жителям невыгодные условия договора. Правда, зачастую жители сами ставят себя в невыгодное положение, когда подписывают кредитный договор, не вникая в его условия. После чего уже практически невозможно принять какие-то меры никому: ни УФАС, ни каким-либо другим надзорным органам. Поэтому мы всегда говорим своим клиентам: «Внимательно читайте условия договора». А также ведем активную просветительскую работу по повышению финансовой грамотности населения. Отдел контроля финансовых рынков Пермского УФАС России организовал «Школу финансовой грамотности», в рамках которой мы проводим тематические семинары. В сентябре запланированы участия специалистов Управления во всероссийских «Днях финансовой грамотности». Прочитаем несколько лекций по вопросам кредитования в высших учебных заведениях Перми. Хочется отметить также, что с конца прошлого года мы запустили акцию «Ревизия цен». Цель ее – включить жителей Пермского края в активный процесс выявления завышенных цен на товары и услуги. По итогам восьми месяцев 2014 года в рамках акции рассмотрено более 40 дел, связанных и с нарушением порядка ценообразования, и с установлением монопольно высоких цен на товары и услуги. Большинство фактов ненадлежащего ценообразования выявлено антимонопольным органом в сфере ресурсоснабжения. Что касается других тем, то велико количество жалоб на СМС-спам. Также после открытия горячей линии по вопросам роста цен на продукты резко увеличилось число жалоб по данной тематике. — Назовите наиболее крупные и резонансные процессы. — В начале этого года специалисты УФАС установили факты нарушения антимонопольного законодательства в Положении о размещении нестационарных торговых объектах Пермской городской Думы. Мы отменили пункт, согласно которому внешний вид НТО должен был соответствовать типовому проекту, разработанному и утвержденному органами местного самоуправления Перми. Это противоречило Закону о торговле. Мы не только вынесли решение по данному делу, но и отстояли его в трех судебных инстанциях. Кроме того, была проведена работа по отмене аналогичных постановлений на территории других муниципалитетов края. В апреле немалый резонанс вызвало дело с подложными документами на торгах по реконструкции системы сточных вод в поселке Крым. Компания-победитель «Урал Газ Строй» представила документы, где в качестве опыта выполнения работ указала объект стоимостью 35 млрд рублей, якобы возведенный в Большесосновском районе. Буквально на днях установили факт мошенничества при проведении торгов по распродаже имущества компании-должника. Имущество находится в Волгоградской области. Предприниматель из города Березники узнал из открытых источников о проведении торгов и выдавал себя за их организатора. Мы установили нарушение и передали материалы дела в правоохранительные органы. Хочу также отметить, что по-настоящему громких дел в этом году не так много. Считаю, что это плюс. Сейчас наше ведомство ведет большую работу, направленную на предупреждение нарушений. Поэтому результаты этой работы видны по отсутствию так называемых громких дел, то есть серьезных нарушений антимонопольного законодательства. — Как часто антимонопольное законодательство нарушают органы власти? Есть ли тенденция к снижению нарушений? — По итогам восьми месяцев работы можно сказать вполне определенно: органы власти нарушают антимонопольное законодательство в разы меньше, чем в предыдущие периоды. Промежуточные цифры по итогам шести месяцев выглядели так: 78 заявлений, возбуждено 21 дело, выявлено 17 нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Опять же это связано с тем, что практически все крупные проекты, реализуемые в регионе, согласовываются с Пермским УФАС России. Поэтому общее количество нарушений снижается. К тому же, выявляя нарушения в ходе, например, проведения торгов, мы высылаем нарушителю предупреждение. То есть у него есть возможность добровольно нарушение устранить. Предупредительный, то есть более мягкий, метод работы — это тенденция работы ФАС России в целом. Сейчас можно сказать, что такой метод себя оправдывает. Что касается той работы, которая направлена на предупреждение нарушений, то мы активно занимаемся просветительской деятельностью. Это прежде всего семинары, проводимые ведомством для муниципалитетов региона. В этому году специалисты нашего ведомства неоднократно выступали на различных семинарах и лекциях с разъяснениями вступившего в силу Федерального закона РФ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Часть семинаров организована непосредственно нами, часть — иными ведомствами и общественными организациями, мы были на них приглашены. Плюс ко всему не реже двух раз в месяц специалисты Пермского УФАС проводят горячую линию. Ее тематика достаточно широка: проблемные вопросы сферы ЖКХ, рекламное законодательство. На днях провели горячую линию и по проблемам применения ФЗ-44. На нее поступило около двух десятков звонков, большинство — от муниципальных заказчиков. Необходимые разъяснения по 44-ФЗ они получили. — Как осуществляется взаимодействие с коммерческими структурами и органами власти? Каковы результаты и перспективы взаимодействия? — Если перечислять те соглашения о сотрудничестве, которые были подписаны в этом году, то начать, наверное, следует с соглашения, заключенного между Правительством Пермского края и ФАС России. Оно направлено на защиту конкуренции в регионе. Вслед за этим было подписано соглашение об информационном взаимодействии между Пермским УФАС и Региональной службой по тарифам. Немаловажным аспектом этого соглашения явилось участие представителя УФАС в работе коллегиального органа РСТ по регулированию тарифов. В истории Пермского УФАС это соглашение — первое в своем роде. Считаю, что оно позволит сделать механизмы тарифообразования более прозрачными. В августе этого года состоялось подписание соглашения о сотрудничестве с краевым бизнес-омбудсменом Вячеславом Беловым. Его глобальная цель — усиление взаимодействия с бизнес-структурами в части соблюдения ими антимонопольного законодательства и защиты их от недобросовестных конкурентов. — Какие меры предпринимает Управление для эффективного противодействия коррупции? — Профилактика коррупционных правонарушений в ФАС России относится к компетенции Управления государственной службы. В территориальных органах ФАС России данные обязанности закреплены также за руководителями территориальных органов и должностными лицами, ответственными за кадровую работу. Эти обязанности внесены в должностные регламенты. — 15 августа ведомство запустило горячую линию для приема жалоб на повышение цен на продукты питания. Каковы первые результаты работы? — За время работы на горячую линию поступило 41 обращение жителей по факту повышения розничных цен на те или иные продукты. В основном потребители жалуются на повышении роста цен на мясо и мясные продукты, мясо курицы, а также элитные сыры и красную рыбу. Часть заявлений не касается непосредственно рынка Перми. Они поступили из территорий края: из Добрянки, Красновишерска. По поступившим заявлениям специалисты отдела контроля товарных рынков Пермского УФАС России направили соответствующие запросы торговым организациям. Кроме того, данная информация будет использована антимонопольным ведомством при подготовке ежемесячного отчета, направленного на выявление и пресечение спекулятивного роста цен. Работа по сдерживанию роста цен ведется во взаимодействии с Правительством Пермского края и в особенности — с Министерством торговли и Министерством сельского хозяйства. В рамках работы по еженедельному мониторингу цен на 11 позиций социально значимых товаров Пермское УФАС России получило первую информацию от пермских торговых сетей по крупным поставщикам и закупочным ценам на товары. Исходя из предоставленной информации, резкого роста закупочных цен на социально значимые товары, в отношении которых проводится мониторинг, в августе не произошло. — Проблема незаконной СМС-рассылки. Как с ней бороться? — Огромное количество жалоб поступает в Управление именно по поводу СМС-спама. Когда мы проводили горячую линию по вопросам рекламного законодательства, это вопрос также был одним из самых популярных. Чтобы избавиться от спама, во-первых, необходимо внимательно прочитать договор на предоставление услуг мобильной связи. Зачастую в тексте договора содержится пункт, согласно которому абонент выражает свое согласие на получение рекламных сообщений, в том числе от третьих лиц. Если же такая норма в договоре отсутствует, следует обратить внимание на фразу: «С Правилами оказания услуг связи абонент ознакомлен и согласен». В данных документах, издаваемых операторами связи и действующих только в пределах конкретной организации, может содержаться право оператора на рассылку рекламы, в том числе от других компаний. Таким образом, если в перечисленных выше документах вы убедились в выражении согласия на получение рекламы, для того чтобы в дальнейшем не получать надоедливые сообщения, следует обратиться к оператору связи с письменным заявлением о том, что вы более не хотите получать на свой мобильный телефон рекламные сообщения. После получения вашего письменного заявления оператор обязан прекратить направлять вам рекламу. В противном случае это будет свидетельствовать о нарушении оператором связи Федерального закона «О рекламе». — Какие первоочередные задачи стоят перед УФАС по Пермскому краю в ближайшее время? — Основные задачи на ближайшее время — сохранение выбранного курса на предупредительный метод работы, развитие практики устранения нарушений еще до момента их совершения. Четвертый антимонопольный пакет, который 04.09.2014 был одобрен Правительством РФ, предусматривает дальнейшее расширение института предупреждения. Яна Гранина Первый пермский правовой портал Материалы по теме