Одно из направлений реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года – сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы.
Участники круглого стола «Создание в РФ механизмов побуждения лиц, допускающих немедицинское потребление наркотиков, к прохождению курса освобождения от наркотической зависимости» обсудили способы достижения поставленной цели в нашем регионе. Экспертные мнения по этому вопросу высказали представители правоохранительных органов, традиционных религиозных конфессий, некоммерческих партнерств и медицинских учреждений. Круглый стол состоялся 13 апреля 2011 г.
«Темный рынок» реабилитационных услуг
Справка: под наблюдением в лечебных наркологических учреждениях Пермского края на конец 2010 года находилось 14 231 человек (23% – женщины). Средний возраст наркопотребителей – от 20 до 39 лет. Диагноз «наркомания» был поставлен 17 подросткам в возрасте от 12 до 17 лет. В крае зарегистрировано 666 случаев отравления наркотическими средствами, каждый третий имел летальный исход. Один наркозависимый ежегодно вовлекает в потребление 15 человек. |
Простые и беспощадные факты. Родители наркоманов (если не разорваны последние семейные связи) готовы заплатить любые деньги за то, чтобы вернуть ребенка к нормальной жизни. Так формируется рынок реабилитационных услуг.
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина отметила некоторые закономерности этой сферы услуг: «У семей наркозависимых нет информации о том, куда и к кому можно обратиться с их проблемой, единственный источник информации для них – те, кто уже где-то проходил реабилитацию». Ситуация, как выясняется, действительно сложная: государственные и негосударственные центры находятся в состоянии конкуренции, не взаимодействуют, специалисты, реализующие светские программы, говорят о недобросовестности религиозных центров. Создание единого информационного поля затруднено. «Нужно в корне изменить ситуацию и заставить всех работать по одному правовому механизму», – считает
Татьяна Марголина. Предполагается, что таким механизмом должна стать новая система, которая впервые вводится на территории Пермского края.
Суть новой системы: репутация, мотивация и законность
Наркопотребитель получит сертификат на лечение в течение 5 месяцев в любом из включенных в программу центров. Сторонники сертификации особо подчеркивают, что «деньги будут выдаваться людям, а не организациям». Журналистов, задающих «неудобные» вопросы, обвиняют в предвзятости, когда речь заходит о коррупциогенных факторах, об этом пытаются не упоминать. На вопрос, будут ли исключены из программы госзаказа центры, в отношении руководителей которых возбуждены уголовные дела,
министр социального развития Пермского края Татьяна Абдуллина ответила: «Если с центра на момент участия в отборе сняты все претензии и он функционирует, никаких препятствий для включения его в госзаказ я не вижу. Документ, который будет четко определять порядок проведения квалификационного отбора, находится в стадии подготовки, в нем будут четко прописаны все условия для участников программы». Главные критерии отбора кандидатов, считают сторонники проекта, «репутация, мотивация и законность». Хочется верить, что мотивы каждого вступающего в программу будут тщательно проверены и организация, получившая право выполнять госзаказ, не станет руководствоваться исключительно финансовой выгодой.
Наркоман, сектант, жертва?..
Есть проблемы, связанные с религиозными центрами. Многие из них стараются скрыть свою религиозную направленность. Возникают противоречия между традиционными и нетрадиционными религиозными течениями и конфессиями. Так,
настоятель прихода храма Благоверных Бориса и Глеба священник Глеб Палкин выразил следующее мнение: «К наркозависимым должны приходить только представители традиционных конфессий. Под видом реабилитации новые религиозные организации осуществляют вербовку адептов в организацию с псевдодуховными практиками. У наркозависимого возникает эффект замещения, такую социализацию нельзя назвать эффективной».
Этой позиции придерживается и
пресс-секретарь муфтия Пермского края и межконфессионального комитета Пермского края Розалия Савукова, которая сообщила о готовности мусульман-волонтеров работать по мере необходимости с наркопотребителями.
На вопрос
председателя комитета по социальной политике Законодательного Собрания Пермского края Валерия Чупракова: «Кто лучше – наркоман или сектант?» представитель РПЦ философски ответил: «Внутреннее духовное зло страшнее, чем явное, в виде наркотика. Ни сам человек, ни его родственники уже не борются с этим, полагая, что все хорошо. И духовно погибают».
С точки зрения права
Правовые требования к реабилитационным центрам уточнил
заместитель руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Пермскому краю Сергей Сарапульцев:
– Следствие на территории России столкнулось с рядом уголовных дел в отношении сотрудников ребцентров. Дела были возбуждены, потому что руководители, хотя формально руководствовались благими намерениями, в отношении реабилитируемых действовали незаконно и нарушали конституционные права. Люди, которые там работают, не должны нарушать права пациентов: наркозависимые не должны похищаться, унижаться, в отношении них не должна применяться физическая сила. Люди, попавшие в подобные ситуации, могут подавать заявление в прокуратуру, следственный комитет, полицию. Заявления будут рассматриваться. Если изложенные в них факты подтвердятся, будут возбуждаться уголовные дела, в рамках расследования которых полностью выяснится, каким образом финансируются центры, мотивация (в том числе корыстная) их создания, источник средств, на которые живут работники. С другой стороны, государство и муниципалитеты должны относится к реабилитационным центрам с вниманием и пониманием, помогать им развивать их деятельность. Государству нужно устанавливать некие стандарты, в том числе по взаимодействию с медицинскими центрами и правоохранительными органами и обучать руководителей.
Фактор риска
Профилактика наркотической зависимости требует особого внимания к детям, неблагополучным семьям и лицам с устойчивыми антисоциальными установками. Здесь, как нигде, требуется межведомственная координация действий и разработка комплекса мер по воспитательной работе. Точка риска – подростки.
Справка: за 2010 год сотрудниками ГУФСИН пресечено 156 попыток доставки наркотических средств в спецучреждения, изъято более 1,5 кг наркотиков. Только за I квартал 2011 года зарегистрировано 32 подобных случая. |
Рассказывает
начальник отдела по взаимодействию с правоохранительными органами и борьбе с терроризмом оперативного управления ГУФСИН России по Пермскому краю Александр Ширинкин:
– Проблема в том, что, освободившись, он снова попадает в среду с антисоциальными установками. Наша работа направлена в первую очередь на то, чтобы после освобождения человек не захотел вновь обращаться к наркомании, вел нормальный здоровый образ жизни. В первую очередь это касается подростков. С ними ведется усиленная воспитательно-профилактическая работа. Она направлена на реабилитацию бывших наркоманов и недопущение новых случаев употребления наркотических средств. Сейчас в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержится большое число осужденных по «наркотическим» статьям Уголовного кодекса России, все они находятся на особом учете, и со всеми проводится реабилитационная работа.
Следует заметить, что профилактика подростковой наркомании – сложный и многосторонний вопрос. Об этом говорила
заместитель начальника управления организации деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД по Пермскому краю Татьяна Кандакова. Она отметила, что существует серьезная проблема информационного взаимодействия с органами здравоохранения. Несмотря на обязанность медицинских работников хранить врачебную тайну, нужно понимать, что ребенок не может начать употреблять наркотики самостоятельно, кто-то должен вовлечь его в этот процесс, следовательно, возникают основания для проверки, в условиях которой скрывать что-либо неправильно. В продолжение темы Татьяна Абдуллина предложила выделить в отдельный формат проблему семей с детьми до года, в которых один или оба родителя употребляют наркотики. За ними предложено ввести усиленный контроль и применять лишение родительских прав только в том случае, если все другие способы воздействия были исчерпаны.
Позитивный опыт
Положительные примеры социализации семей с наркозависимыми родителями есть, например, в благотворительном фонде «Зеркало», где при содействии министерства социального развития Пермского края, был создан кризисный центр для матерей с детьми. Их обеспечивали одеждой и детским питанием. В крае был реализован проект, наглядно демонстрирующий эффективную работу с группой риска, о которой упоминал Александр Ширинкин.
Позитивным опытом поделился
руководитель некоммерческого партнерства «Антинаркотические программы» Константин Малышев:
– В ходе проекта работа проходила по следующей схеме: после задержания наркопотребителя и проведения с ним всех следственных действий в дежурную часть выезжал консультант, который проводил мотивационное интервью. После этого задержанный мог принять решение о прохождении комплексной реабилитации или осмотра врача и сдаче анализов. Всего за время проекта было выдано 236 направлений и проведены консультации 147 задержанным. В проекте были предусмотрены элементы социального сопровождения, то есть отслеживалась судьба его участников.
Профессор Пермского филиала Нижегородской академии МВД РФ, доктор юридических наук, полковник милиции Виктор Омигов:
– Меня радует, что с 70-х годов значительно увеличилось число представителей гражданского общества, готовых заниматься проблемами антинаркотического законодательства. За последние 15 лет, по мнению ведущих криминологов, уголовное законодательство претерпело более тысячи изменений, и эта цифра будет продолжать расти. Нас интересуют, в первую очередь, ст. 228-234 Уголовного кодекса РФ. Я считаю, что нормы по регулированию незаконного оборота наркотиков были более эффективны в кодексе 1961 года. (
Подробнее смотри на нашем портале )
В диалог с Виктором Омиговым вступил
начальник Управления Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков по Пермскому краю, полковник полиции Иван Шаталов. Он напомнил о ряде позитивных тенденций в сфере контроля за оборотом наркотиков:
– Законодатель пошел на изменение квалификации по ст. 232, в ней появились квалифицирующие признаки. Также напомню, что для нашего города особо актуальна проблема аналогов, производных наркотиков. Законодатель разрабатывает регламент, механизм оперативного включения аналогов в списки. Но в тот промежуток времени, в который не действует норма кодекса, мы должны решать эти вопросы через Роспотребнадзор. Мы же знаем, что эти вещества влияют на организм, но пока докажем это, внесем данный аналог, проходит огромный промежуток времени. Курительные смеси законодатель вносил в список почти 2 года. Сейчас этот срок снижен до 3 месяцев, предлагается сократить его до 2 недель. Пока нельзя применять норму Уголовного кодекса, нужно применять другие нормы, искать рычаги административного воздействия, привлекать МЧС и Роспотребнадзор. К сожалению, дополнить федеральный закон нормами международного права не так просто. Не во всех странах одинаковые требования и списки. Например, в Китае не ограничена продажа сибутрамина, а у нас его можно купить только по рецепту. Однако если есть возможность воспользоваться общепринятой практикой, мы этим пользуемся, чтобы лишний раз не искать, а идти по проторенной дороге.
В завершение работы круглого стола был выдвинут ряд предложений для оформления итоговой резолюции. Они касались изучения зарубежного опыта и создания аналитических центров, которые должны заниматься мониторингом и оценкой наркоситуации в субъектах России. Участниками круглого стола будут подготовлены рекомендации Правительству и Законодательному Собранию Пермского края по совершенствованию региональной правовой базы. В случае удачной реализации внесенных предложений опыт Пермского края будет представлен на федеральном уровне.
Ксения Удодова
Материалы по теме
ИСТОЧНИК// Первый пермский правовой портал