Более года прошло с момента вступления в силу Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», практика применения которого вызывает множество острых дискуссий и вопросов на всех уровнях системы власти и в кругах профессиональных сообществ. При корректировании существующего механизма действия реформирования полиции законодатель столкнулся с серьезными трудностями, пытаясь выработать эффективную целостную концепцию. Юрий Константинович Валяев, начальник Главного управления МВД России по Пермскому краю, рассказал о планируемых изменениях, внес ясность и проанализировал ситуацию, сложившуюся вокруг реорганизации органов внутренних дел и работы полиции. – С какими главными проблемами Вам пришлось столкнуться в связи с реализацией Федерального закона «О полиции» на протяжении всего времени его действия? – Проведение любой реформы неизбежно сопряжено с возникновением множества проблем, и мы не стали исключением. Большие трудности вызывает процесс частичной или полной передачи некоторых функций ОВД (около 40) другим ведомствам. Снятые с нас функции только на первый взгляд кажутся дублирующими или несвойственными органам внутренних дел. Практика выявляет значительные недостатки в выстраивании системы принятия новых полномочий другими ведомствами. Часто эта система непригодна в полной мере для ее эффективного применения. Приведу несколько примеров. Административное выдворение иностранных граждан за пределы территории Российской Федерации переходит под контроль Федеральной службы судебных приставов и Федеральной миграционной службы. Созданием специального учреждения для содержания этой категории граждан должны заниматься органы местного самоуправления. Сегодня такого спецприемника в Пермском крае нет, поэтому полиция все еще осуществляет эти полномочия. В настоящее время данные лица находятся в изоляторах временного содержания вместе с другими гражданами, преступившими закон, но с 1 июля 2012 года эту функции снимут с нас полностью. Вопрос их дальнейшего пребывания остается нерешенным. Система медицинских вытрезвителей в нашем функционале занимала лишь незначительную часть, но даже такую нагрузку Министерство здравоохранения принять не в силах. Для находящихся в тяжелой стадии алкогольного опьянения в центральных районных больницах работают палаты, общая вместимость которых составляет 61 койка-место. Конечно, такого количества мест явно не достаточно для всего края. Функцию конвоирования должна перенять Федеральная служба исполнения наказаний, но в связи с неготовностью к осуществлению этих полномочий сотрудники ОВД продолжают заниматься доставлением заключенных под стражу до 1 января 2013 года. Эксперты ФСИН, изучив появившуюся проблему, обратились к правительству с просьбой значительно увеличить штатную численность службы. Иначе для ФСИН функция конвоирования станет невыполнимой. В связи с таким развитием ситуации я предполагаю, что полиции вернут переданные полномочия в этой сфере. – Расскажите о специфике модернизации структурного построения органов внутренних дел в Пермском крае. – Изменения произошли в плане укрупнения ОВД посредством слияния некоторых равноправных до вступления в силу Закона отделов. В результате на территории Пермского края из 52 органов внутренних дел было создано 23 органа – Главное управление МВД России по Пермскому краю, Управление МВД России по г. Перми, 4 отдела полиции (ОП) и 17 межмуниципальных отделов. Делалось это, прежде всего, для экономии финансовых средств. Критериями определения слияния и главенствующего отдела были: количество населения, проживающего на его подконтрольной территории; уровень сложности оперативной обстановки и нагрузки; численность личного состава и многие другие параметры. На данном этапе мы столкнулись с серьезными опасениями органов местной власти по поводу подобного слияния. Поясню ситуацию. Мы принадлежали к небольшому числу субъектов Российской Федерации, в которых милиция общественной безопасности (МОБ) до реформирования финансировалась из местного бюджета. Поэтому успех реорганизации по названному направлению во многом зависел от глав муниципалитетов. По моему мнению, такая реорганизация действительно может привести к ряду негативных последствий. Теперь руководству, находящемуся на территориальном отдалении от подконтрольного ему ОП, станет сложнее осуществлять свою деятельность. Хотя при изменении статуса конкретного отдела мы старались учесть все особенности. Отношение личного состава к таким перестановкам не всегда оказывалось положительным. Если служащие испытывают недовольство, то часто происходит снижение интереса к работе, что может сказаться на уровне активности и вызвать проблемы управленческого плана. К примеру, длительные переговоры, требующие множества серьезных усилий как с нашей стороны, так и со стороны местной власти, касаются вопросов перехода в федеральную собственность принадлежащих муниципалитету (или пока не имеющих хозяина) зданий, занимаемых подразделениями органов внутренних дел. – Какова суть изменений, произошедших с криминальной милицией и милицией общественной безопасности? – Конечно, эти две службы не могут функционировать в отрыве друг от друга, иначе оперативность реагирования на заявления и жалобы населения снижается в разы, как и раскрываемость преступлений. Поэтому мы издавали приказы и положения для привлечения оперуполномоченных уголовного розыска на раскрытие преступлений линии МОБ. Впоследствии это поддержали на законодательном уровне, объединив полицию общественной безопасности с криминальной полицией. Теперь ответственность за этот объединенный функционал несет заместитель начальника Главного управления МВД России по Пермскому краю Михаил Ильич Давыдов, фактически являясь первым заместителем и отчитываясь мне лично. В свою очередь, двое заместителей курируют линии работы криминальной полиции и полиции общественной безопасности. – Насколько полиция укомплектована помещениями и техникой? – На сегодняшний день полиция обеспечена служебными помещениями только на 85%. Их расположение выбрано не слишком удачно. 60% административных помещений располагаются в приспособленных зданиях, в цокольных этажах жилых домах. Места дислокации разбросаны по населенным пунктам, зачастую находятся на значительном удалении от основного здания. Это не позволяет в полном объеме выполнить требования по антитеррористической безопасности и технической укрепленности, а также требования других нормативных документов МВД России. 75% наших зданий и сооружений нуждаются в капитальном и текущем ремонте. – Принимались ли какие-то меры для менее болезненного увольнения сотрудников из-за сокращения должностей в рамках реформирования? – Безусловно. Сокращение в целом – больная тема для руководителя. К моему большому сожалению, в нашей стране высокий показатель текучести кадров и, наверняка, таким и останется. За два последних года в органах внутренних дел Пермского края в рамках реформирования системы было определено сократить 4,6 тыс. должностей, что составило 22,3% от общей численности личного состава. Чтобы снизить напряженность, мы предприняли любопытный тактический ход. В первый год освобождаемые естественным образом должности не комплектовались. Сокращение в большинстве случаев коснулось именно таких «пустых» должностей. По факту к концу 2011 года по итогам аттестации сотрудников оказалось уволено по сокращению 779 человек. Из них нами трудоустроено 427. Всего в Пермском крае было создано 56 комиссий по трудоустройству, 56 внештатных справочно-консультационных пунктов и бюро по трудоустройству сокращаемых сотрудников. – Прокомментируйте ситуацию с возможным принятием решения о проведении повторной аттестации сотрудников полиции. – На законодательном уровне в целом проанализировали особенности ситуации, касающиеся проведения аттестации. Ранее при процедуре внеочередной аттестации комиссия могла внести три возможных рекомендации уполномоченному руководителя. Рекомендаций по увольнению сотрудника среди них не содержалось. Теперь Федеральный закон от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расширил полномочия аттестационной комиссии. Она может внести шесть рекомендаций, в том числе и по увольнению из органов внутренних дел по несоответствию замещаемой должности сотрудником. Последний в данной сфере Приказ МВД РФ № 170 от 14 марта 2012 года «О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» определил новый порядок аттестации, коснувшись и внеочередной. Каждая подобная процедура помогает более тщательно рассмотреть качества сотрудников с учётом уже имеющегося опыта. Мы примем к сведению негативные факты, которые имели место после внеочередной аттестации. – Изменились ли подходы и требования к работе личного состава полиции? – Главное требование на этом переходном этапе – продолжать мобильно реагировать на заявления и жалобы граждан вне зависимости от возникающих перед нами сложностей. Мы не можем позволить себе снижение эффективности работы. В сложившейся ситуации спасает богатый опыт сотрудников и их возможность и желание адаптировать прошлые наработки к стремительно меняющимся условиям. Начавшая складываться практика в очередной раз заставляет поверить в правильность утверждения о том, что новое – это хорошо забытое старое. Министерство внутренних дел рекомендует нам в качестве пилотного проекта проработать механизм возвращения к практическому применению зонально-линейного принципа работы, который был отменен в 90-е годы. Напомню, что исходя из убеждения об отсутствии у преступности территориальных границ, тогда в группы по направлениям работы объединили всех оперуполномоченных, ранее курировавших несколько административных участков. Вернуться к зонально-линейному принципу сегодня будет непросто, но сделать это необходимо. В прошлые годы я на собственном опыте испытал преимущества этого принципа и такой системы. Могу с точностью сказать, что зонально-линейное деление частично упрощает раскрытие преступлений, а также способствует эффективности их предотвращения. – Сегодня активно обсуждается вопрос механизма общественного контроля за деятельностью полиции. Каковы суть, параметры и механизмы общественного контроля в Вашем понимании? – Оценка деятельности органов полиции проводится по результатам исследования общественного мнения, по итогам отчетов должностных лиц территориальных органов Министерства внутренних дел перед законодательными (представительными) органами государственной власти. В марте этого года я представлял отчет Законодательному Собранию Пермского края. Тогда смогли обсудить много важных вопросов. Также учитывается и оценка информирования государственных, муниципальных органов и граждан о результатах деятельности ОВД. В МВД России разработан законопроект, предусматривающий заслушивание общественными советами информации должностных лиц ОВД о пресечении преступлений, охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и профилактике правонарушений. Деятельность таких общественных советов закрепляют Указ Президента РФ от 23.05.2011 N 668 «Об общественных советах при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах» и ч. 8 ст. 9 Закона «О полиции». Кроме того, необходимо отметить усиление общественного контроля и взаимодействия органов внутренних дел с общественными советами. Это во многом позитивное достижение. Мы нуждаемся в своевременном информировании о потребностях разных групп общества, с чем вполне справляются представители советов. Чтобы полиция могла в нужной мере обеспечивать поддержание всестороннего порядка в стране, необходимо сбалансированно учитывать общественное мнение и специфические особенности нашей работы. Пока мы только начинаем двигаться в этом направлении. Наталья Степашкина Источник: Первый пермский правовой портал Материалы по теме