Каковы особенности избирательных кампаний в Прикамье? Как проверяют кандидатов? Какова цель создания единого портала всех избирательных комиссий? Об этом и многом другом — в интервью председателя Избирательной комиссии Пермского края Игоря Вагина. — Каковы итоги работы Избирательной комиссии в 2014 году? — Прежде всего, мы ориентировали избирательные комиссии на выполнение задачи по обеспечению состязательности на выборах. Реализация этой задачи связана с тем, что конкурентные и открытые выборы — залог доверия избирателей к их результатам. Роль избирательных комиссий заключается в том, чтобы максимально разъяснить кандидатам те действия, которые они должны совершить в рамках закона, и при выявлении нарушений в документации указать на них и дать возможность исправить. Сейчас мы формализуем в краевом законодательстве обязанность комиссий уведомлять кандидатов о нарушениях, выявленных в документации. Должно доходить до того, чтобы комиссии помогали исправить неточности либо устранить неполноту. Это касается абсолютного большинства документов, подаваемых на регистрацию, за исключением подписей и ряда иных, в том числе финансовых документов. Особое внимание было уделено работе с партиями. До начала кампании их представителям были разъяснены как новации в законодательстве, так и типовые ошибки. В результате на прошедших муниципальных выборах резко сократилось число отказов по формальным основаниям. Если в среднем по стране на данном уровне выборов было отказано 8% кандидатов, то в регионе отказ по формальным основаниям получили всего 2,5% партийных кандидатов. Большая часть отказов была связана с выявленной у кандидата судимостью. Стоит отметить, что ни одно решение комиссий об отказе в регистрации не было признано вышестоящей комиссией или судом необоснованным. Вторым немаловажным результатом работы Избирательной комиссии считаю повышение уровня работы самих участковых комиссий. В частности, качество принимаемых решений. Указанные позитивные изменения стали результатом обучения практически всех членов УИКов, которые были задействованы на выборах. Значительное внимание было уделено открытости выборов. По инициативе гражданских активистов был создан портал ТИК, на котором размещается информация о деятельности территориальных избирательных комиссий. Положительным итогом работы в 2014 году можно считать модернизацию избирательных участков. Так, во всех УИК появились сейфы для хранения избирательной документации, участки были оснащены прозрачными ящиками для голосования. — Каковы особенности избирательных кампаний 2014 года? — Накануне старта избирательной кампании 2014 года произошли изменения избирательного законодательства сначала на федеральном, а потом и на региональном уровне. Были приняты законопроекты, направленные на повышение эффективности работы избирательных комиссий. Законопроекты установили нормы, согласно которым лица, осужденные за совершение тяжких преступлений, не могут баллотироваться, если судимость по ним была снята менее чем за 10 лет до дня голосования. В отношении лиц, осужденных за совершение особо тяжких преступлений, был установлен срок в 15 лет. Сокрытие кандидатом подобных сведений стало являться основанием для отказа в его регистрации, основанием исключения его из заверенного списка, а также отмены регистрации кандидата. Кроме того, в заявлении о согласии баллотироваться на выборах, в избирательных бюллетенях, в информационных материалах о кандидатах в помещениях для голосования должны указываться сведения о судимостях кандидатов. Аналогичная информация должна указываться в подписном листе. Другим новшеством стало то, что для кандидатов на должность глав городских округов и муниципальных районов конкретизирован период закрытия счетов (вкладов), прекращения хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, а также сообщения сведений о расходах за последние три года, если сумма сделки превышает общий доход. Кроме того, в случае если у кандидата либо у его супруга и несовершеннолетних детей есть недвижимость за границей, необходимо будет сообщить об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество. Говоря об особенностях прошедшей кампании, следует отметить, что в соответствии с решением Конституционного Суда РФ в 2014 году была возобновлена процедура досрочного голосования, которое проходит в территориальных избирательных комиссиях и в участковых избирательных комиссиях. — Каким образом осуществляется проверка кандидатов на выборах? Насколько эффективна эта работа? — Избиркомы провели большую работу для того, чтобы избирательный процесс проходил в соответствии с законом. Проверке на факт наличия судимости были подвергнуты все выдвинутые кандидаты. А это, надо отметить, более тысячи человек. В 2014 году в Пермском крае было зафиксировано 74 случая выдвижения судимых кандидатов, из них половина — от политических партий. Главной причиной нахождения в своих списках таких кандидатов партии называют отсутствие информации о прошлом кандидатов, однако можно предположить, что есть еще одна причина — ставка на явно популярного кандидата без оглядки на его прошлое. Благодаря совместным усилиям Избирательной комиссии Пермского края и правоохранительных органов ни один из кандидатов, ограниченных в своем праве участвовать в выборах по причине наличия судимости, в избирательные бюллетени не попал, однако данная ситуация может повториться и в последующие годы. В связи с этим фактом Избирательная комиссия Пермского края выступила с инициативой исключить наличие судимых кандидатов в партийных списках, что само по себе дискредитирует не только политические партии, но и отношение избирателей к выборам в целом. Мы прекрасно понимаем, что проблема связана с отсутствием информации о кандидатах. Совместно с коллегами из правоохранительных органов мы предлагаем политическим партиям механизм получения информации до принятия решения о выдвижении кандидатов. Для этого мы подписали соглашения о сотрудничестве и информационном обмене с ведущими партиями и ГУ МВД России по Пермскому краю. — Насколько активны были избиратели (динамика в сравнении с 2013 годом)? — Уровень явки — не самоцель в работе избирательных комиссий, скорее это показатель доверия населения к выборам, на повышение которого мы и должны работать. Но если говорить о статистике, то она следующая. На выборах в 2014 году средняя явка избирателей составила порядка 30,1%, что практически на 1% больше, чем в 2013 году. — Вы говорили о том, что Ваша принципиальная позиция — формировать команду профессионалов. Какими качествами должны обладать члены этой команды? — Наверное, это было одной из основных задач в прошлом году — проанализировать и предложить кадровые решения по ключевым позициям в аппарате краевой избирательной и руководстве территориальных избирательных комиссий. Ключевая задача — пройти все кадровые изменения заблаговременно, с тем чтобы у новых коллег было время вписаться в систему и выйти на крупные избирательные кампании в сформировавшемся составе. Критерии были следующие. Прежде всего, профессионализм и порядочность, второе — неаффилированность с местными группами влияния, третье — готовность принять те новые подходы, о которых мы говорим. Важно отметить высочайший уровень профессионализма, компетентность той команды, которая была сформирована при Тамаре Сайдаковой, поэтому кадровые изменения носили не столь масштабный характер. В настоящее время мы занимаемся обучением членов УИК, а их более 15 тысяч по Пермскому краю. С этого года частично заменим традиционные формы обучения УИК на вебинары с участием не только вышестоящей комиссии, но и специалистов Избирательной комиссии Пермского края. Хотя я лично за то, чтобы председатель ТИК лично выезжал в отдаленные места на учебу членов УИК — ведь это прямое общение с коллегами и возможность на месте посмотреть помещения для голосования. — Какова цель создания единого портала всех избирательных комиссий, который был презентован в конце 2014 года? — Идея создания портала принадлежит членам политсовета при губернаторе, которые высказывали озабоченность по поводу недоступности актуальной информации о работе территориальных комиссий, особенно в период проведения выборов. Мы тоже видели в этом проблему, поскольку не все ТИКи имели возможность иметь свой сайт. Зачастую на сайтах ТИК не всегда и не полностью появлялась необходимая информация, особенно решения комиссий. Отличительная черта работы над созданием портала заключалась в том, что мы старались учесть пожелания потенциальных пользователей этого ресурса, в частности, представителей экспертного сообщества. Единый портал избирательных комиссий Пермского края включает в себя информацию о составе территориальной комиссии, обо всех документах, принимаемых ТИК (в том числе и все решения), о работе ТИК по повышению правовой культуры граждан, по обучению участников избирательного процесса и по взаимодействию с политическими партиями, и прочее. Кроме того, на портале можно узнать об органах местного самоуправления данного муниципального района (городского округа). Пользователь может ознакомиться с депутатским корпусом муниципального образования, сроками полномочий, субъектами выдвижения и многим другим. В итоге получился уникальный продукт. Мы надеемся, что он станет полезным для избирателей, кандидатов, политических партий, средств массовой информации и общественных организаций. — Какие избирательные кампании запланированы на 2015 год? — Отметим главную особенность электорального цикла 2015 года: прямых выборов глав муниципальных образований не будет. В единый день голосования 13 сентября 2015 года в Прикамье планируется проведение выборов депутатов Березниковской городской Думы и депутатов земских собраний 13 муниципальных районов: Бардымского, Большесосновского, Верещагинского, Горнозаводского, Гремячинского, Еловского, Краснокамского, Очерского, Частинского, Чердынского, Соликамского, Кочевского и Юсьвинского. Примерно столько же избирательных кампаний было в прошлом году. Хотел бы особо отметить выборы в городе Березники — втором по величине городе края. Мы уделяем особое внимание организационным вопросам подготовки к выборам в данном муниципальном образовании. В городе Перми планируется проведение дополнительных выборов депутата Пермской городской Думы по одномандатному избирательному округу 32, что для специалистов будет являться срезом поведения политических игроков в преддверии основных выборов в Перми в следующем году. — Какие изменения в законодательстве, касающемся деятельности избиркома, произошли за последний год? Какие изменения планируются в ближайшем будущем? — Избирательное законодательство Российской Федерации — одна из наиболее динамично меняющихся сфер права. В этой связи в преддверии муниципальных выборов текущего года Избирательная комиссия Пермского края вышла с инициативой приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным. Среди знаковых для кандидатов поправок можно отметить формализацию предпринятых в прошлом году избирательными комиссиями Прикамья шагов, направленных на развитие максимальной конкуренции на выборах. Наряду с уже принятыми регламентами работы ТИКов мы предлагаем регламентировать в законе действия комиссий по заблаговременному информированию кандидатов в случае выявления проблем в документации. Кроме того, в региональное избирательное законодательство внесены поправки, связанные с ужесточением контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства участниками избирательных кампаний. Конкретизирован порядок участия в избирательных кампаниях иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, международных общественных движений и их представителей в качестве наблюдателей. Необходимо подчеркнуть, что в предлагаемых текстах законопроектов большое внимание уделяется обеспечению беспрепятственного голосования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Внесены изменения, касающиеся оказания помощи маломобильным группам населения в получении и заполнении бюллетеня, в том числе предусматривающие изготовление специальных визуальных, тактильных и аудиоматериалов, а также оборудования избирательных участков для беспрепятственного доступа и голосования. Мы рассчитываем, что изменения будут приняты уже в мае. — Какие основные задачи стоят перед краевым избиркомом в 2015 году? — Прежде всего, это успешная организация и проведение муниципальных выборов этого года. Второй ключевой задачей является работа по повышению доверия к институту выборов. И, несомненно, подготовка к предстоящим крупным муниципальным, региональным и федеральным избирательным кампаниям 2016-2018 годов. С учетом того объема работы избирательных комиссий, который проведен и который запланирован, а также профессионализма моих коллег, у меня нет сомнений, что крупные и знаковые избирательные кампании в крае пройдут на высоком уровне. Первый пермский правовой портал Материалы по теме