В конце 2011 года на федеральном уровне рядом законодательных документов были внесены изменения и дополнения в нормативные правовые акты в сфере исполнения судебных решений, корректирующие работу Федеральной службы судебных приставов. Ольга Владимировна Волкова, заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю – заместитель главного судебного пристава Пермского края, рассказала о произошедших изменениях и некоторых аспектах работы ведомства. – Какие нововведения необходимо отметить в первую очередь? – Изменений случилось, действительно, много. Сейчас мы выстраиваем эффективный механизм их практического применения, стараемся адаптироваться в новых условиях. В первую очередь отмечу Федеральный закон от 06.12.2011 № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно ему вместе с расширением полномочий повысились требования к некоторым сотрудникам Службы и кандидатам на замещаемые вакантные должности. Также дополнен был Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», новая редакция которого вступила в силу с 7 марта 2012 года. Изменения коснулись процесса взыскания имущества должника, обязанностей и прав понятых, места совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, возмещения расходов по совершению исполнительных действий и т.п. Кроме того, с 1 января 2013 года согласно Федеральному закону от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определенные категории уклоняющихся от исполнения судебного решения будут направлены приставами по решению суда на принудительные исправительные работы. Данная мера планируется как альтернатива лишению свободы в некоторых случаях. – Планируются ли перемены в кадровой политике в связи с изменением требований к образованию судебного пристава? – Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с декабря 2014 года сделает обязательным наличие высшего юридического или экономического образования для пристава-исполнителя. Пока в связи с этим никаких кадровых перестановок и сокращений не происходит. В настоящий момент мы стараемся способствовать прохождению профессиональной переподготовки и получению сотрудниками высшего образования. Работники, которые его уже имеют, потратят 2 года на переподготовку. Сотрудникам со средним специальным образованием, а их у нас большинство, придется намного сложнее. Ведь ко времени вступления изменений Федерального закона в силу необходимо, чтобы работник хотя бы был близок к получению диплома. То есть поступать в ПГНИУ или ПНИПУ нужно уже этой осенью. Волнует меня и другая сторона вопроса. Соискатели с высшим образованием обращаются в службу судебных приставов не часто. Редкого выпускника вуза привлекает объем, сложность и специфика нашей профессии. – Какие особые требования предъявляются при практическом отборе кандидатов с высшим образованием, если они все же захотят работать в Службе? – Соискатель должен уметь разбираться в законодательстве, на котором основывается наша работа. Конечно, желательно, чтобы он имел общее представление о том, чем занимается судебный пристав и что его ждет в этой сфере деятельности. Главные трудности возникают у нас в моральном плане. К примеру, одной из самых тяжелых с психологической точки зрения является категория исполнительных документов об изъятии детей из семьи и передаче их в органы опеки и попечительства. Сложно исполнять решения судов, которые касаются выселения семей с несовершеннолетними детьми, инвалидов. В таких случаях нужно понимать, что помочь им мы уже не в состоянии, и делать свою работу необходимо. Вторая сторона существует всегда — взыскатель, у которого своя точка зрения на происходящее. И мы пытаемся защитить его права, не нарушая прав должника. К выбору кандидатуры на должность судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) подход особый. Эти люди в любой опасной ситуации принимают удар на себя. Поэтому они должны быть в хорошей форме и всегда начеку. Кандидаты не только проходят тесты на знание законов, но и сдают нормативы по физической подготовке. – Расскажите о нюансах исполнения судебных решений в сфере трудовых споров. – К сожалению, решение суда не всегда добровольно исполняется лицом, которое должно нести ответственность. Так, например, многие частные предприятия годами не возвращают долг работникам, которые уже прошли через судебные заседания и получили решения суда. Бытует ошибочное мнение, что судебные приставы бездействуют либо опасаются взыскивать крупные суммы с юридических лиц. На самом деле это не так. Существуют объективные причины: отсутствие имущества, принадлежащего организации-должнику, отсутствие денежных средств на расчетных счетах или ликвидация фирмы. Особого порядка исполнения для разрешения такой категории споров не существует. Применяется весь комплекс мер, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», начиная от обращения взыскания на денежные средства и на имущество должника и заканчивая применением мер административной и уголовной ответственности. За злостное неисполнение решения суда возможно привлечение руководителя организации-должника к уголовной ответственности в соответствии со ст. 315 УК РФ. На момент поступления к нам исполнительного документа бывает, что организация находится в состоянии банкротства, руководители оформляют имущество на другое лицо, совершают фиктивные юридические сделки. – Как поступать гражданам в подобных ситуациях? – Для начала работник не должен поддаваться на уговоры и обещания нечестного работодателя. Сложности возникают именно из-за несвоевременного обращения заявителя в суд. Поэтому я рекомендую оперативно подать исковое заявление в суд о взыскании зарплаты и ходатайство о наложении ареста на имущество должника в рамках обеспечительных мер. Если пострадавший имеет подозрения и возможность доказать, что «увод» имущества или денежных средств произошел из желания избежать исполнения судебного решения, то он вправе обратиться в суд с заявлением о признании такой сделки недействительной. При положительном судебном решении имущество (денежные средства) возвращается в собственность ответчика. Такое развитие событий значительно облегчает работу пристава. – Каким образом возможно продлить срок действия исполнительных документов? – Статья 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает сроки предъявления заявителем исполнительного документа к исполнению. Для исполнительных листов и судебных приказов период предъявления составляет 3 года с момента вступления в законную силу судебного решения. Предъявление исполнительного листа арбитражного суда уже после восстановления пропущенного срока обращения, а также по трудовым спорам возможно в течение 3 месяцев. На предъявление постановления по делам об административных правонарушениях предусмотрено 2 года. Если взыскатель пропустил срок предъявления исполнительного документа, он может обратиться в суд с заявлением о восстановлении срока. Во время нахождения исполнительного документа на исполнении в Службе судебных приставов, срок его предъявления приостанавливается. Течение срока предъявления такого документа возобновляется с момента окончания исполнительного производства. Это происходит в случае возвращения исполнительного документа взыскателю или ввиду отзыва, либо в связи с невозможностью исполнения. Для исполнения требований исполнительного документа судебным приставам отводится 2 месяца. Однако данный временной промежуток не является пресекательным. Часто судебный пристав не укладывается в определенный срок и продолжает свою работу после его истечения. Только лишь на реализацию имущества уходит около двух месяцев, не говоря уже о длительности розыска. – Расскажите о реализации новых функций, которые получила служба судебных приставов? – Федеральным законом от 06.12.2011 № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О судебных приставах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» на Службу судебных приставов возложены полномочия по административному выдворению лиц за пределы РФ. Ранее эту функцию выполняла Федеральная миграционная служба. Теперь она закреплена за нами, начиная от препровождения выдворяемого из зала суда до спецприемника, и заканчивая доставлением лица до границы. Отмечу, что немало облегчает работу судебного пристава право запрашивать во всех оперативных банках розыска информацию о гражданах, в отношении которых проводится розыск. За нами закреплено право привлечения частного сыщика, но в крае еще нет подобной практики. Кроме того, впервые установлена конкретная сумма долга, по которой мы можем объявить должника и его имущество в розыск. Она должна превышать 10 тысяч рублей. Так, за 4 месяца 2012 года судебными приставами по розыску Пермского края заведено около 780 розыскных дел, из них в связи с розыском прекращено 579. Общая сумма разысканного имущества и денежных средств оказалась свыше 70 миллионов рублей. Разыскано 107 автотранспортных средств. Комплексно анализировать эффективность практики применения изменений в законодательстве по исполнению судебных решений пока рано. Оценим уровень показателей нашей работы в конце года. Наталья Степашкина Источник: Первый пермский правовой портал Материалы по теме